Успешный тот, кто создает

Паспяховы той,  хто стварае

На каледжскай научно-практической конференции “Успешен тот, кто создает” по-деловому оживленно, познавательно и интересно – идет презентация исследований. И так каждый март в течение десятилетия. Любая указанная здесь тема – кропотливая работа, многочисленные опыты, измерения, испытания, которые затем становятся стартом для новых проектов, решения прикладных задач. Опытная и исследовательская деятельность – один из важнейших составляющих учебы в Ляховичском государственном аграрном колледже. Год науки для коллектива – дополнительные возможности расширения исследований, продолжение плодотворного сотрудничества с научными учреждениями, повышение качества обучения.

Прикладное хобби

Глава ЛДАКа Елена Абарава – кандидат сельскохозяйственных наук. Летом 2016-го ей было присвоено ученое звание доцент. Елена Эдуардовна автор множества статей, материалов, учебных программ и пособий. Один из них – “Основы органического земледелия” недавно издан в соавторстве с ректором Баргу Василием Качуркам и преподавателем университета Владимиром Зуевым.

Органическое земледелие для Елены Абаравай – научное хобби, которое находит применение в преподавательской деятельности. В конце прошлого года в Горках проходила IV международная конференция, посвященная развитию органического сельского хозяйства. Среди докладчиков была и Елена Эдуардовна.

– В Беларуси активно идет развитие этого сельгаснапрамку. В колледже мы расцім кадры, которые знают, что это такое, и, возможно, в перспективе будут его применять в своей профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Кстати, один из выпускников поделился, что планирует разработать проект экологической фермы, – отмечает директор учреждения.

И объясняет, что органическое сельское хозяйство представляет такую систему производства, что содействует сохранению состояния почвы, экосистем и здоровья людей. Ее принципы основаны на экологических процессах, биологического разнообразия и цикличности, которые адаптированы под местные условия и не терпят применения ресурсов с негативными составляющими. Для повышения производительности производства и качества продукции максимально используются биологические факторы улучшения природной плодородности грунта, агроэкологические методы борьбы с вредителями и заболеваниями.

Елена Абарава 23 года работала в Витебском зональном институте сельского хозяйства, занималась и занимается агрономической наукой в Баргу. Про производительность посевов ярового ячменя, эффективность применения гербицидов в посевах овса, влияние сроков сева на урожайность сои она рассказывает увлеченно. Участвует в научной школе ректора, ее приглашают на международные научные конференции, семинары, входит в редакционную коллегию “Вестника ”Баргу”.

В помощь обучению

Некоторые преподаватели колледжа зай-имеются разработкой пособий и рабочих тетрадей, тестов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Заведующая агрономического отделения Ритвинская Евгения (кстати, закончила аспирантуру по специальности “физиология и биохимия растений”) более десятилетия проводить научные исследования. Согласно договоров, заключенных колледжем с институтом экспериментальной ботаники имени В. Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси, Белорусским государственным университетом, ЛДАК оказывает этим учреждениям содействие в проведении научно-опытных испытаний и опытов, а Евгения Михайловна курирует эту деятельность в соответствии с договоренностями. Она стала автором учебного пособия “Насенневодства с основами селекции”, пишет много статей на темы растениеводства и физиологии растений.

Может похвастаться прошлогодним изданием рабочего тетради для лабораторно-практических работ и преподаватель Екатерина Юрчик. У ее коллеги Татьяны Прыхач в дополнение к практикума по плодоовощеводству вышел по этой дисциплине в соавторстве с ректором Баргу Василием Качуркам и рабочая тетрадь. На счету преподавателя Валентины Кирмель сборник тестов “Ботаника и физиология растений”, в Григория Войтика – практическое пособие “Защита растений”.

Опытная коллекция

Пример вдохновляет преподавателей к исследовательской деятельности и учащихся. Они выступают на республиканской и международной научно-практических конференциях.Темы работ самые различные. Учащиеся анализируют, например, влияние регуляторов роста на урожайность кукурузы, сроки выведения ингибиторов и дезинфицирующих средств с молока, развитие читательской культуры каляджан в системе взаимодействия урочной и внеурочной деятельности, влияние социальных сетей на личность подростка и др. Разработки ведутся под руководством преподавателей и имеют большое прикладное значение для повседневной жизни, для сельского хозяйства в целом (согласен поделиться результатами своих исследований с хозяйствами) и для учебно-опытной “Каменки”.

Она, кстати, сердце ЛДАКа. Именно здесь ведутся исследования (каждое может продолжаться не один год), которые в конце позволяют повысить качество продукции, улучшить вкусовые свойства культур, их урожайность и т. д. На 400 гектарах расположены калекцыйна-опытное поле, питомник, плодовый сад, учебно-производственная ферма и мастерские, пасеку и другие объекты.

В плодовом саду и питомнике собраны редкие виды растений, кустарников, деревьев. Не для красоты, а для практического обучения юношей и девушек: здесь они учатся ухаживать за посадками и получать богатый урожай, испытывают удовольствие от работы на земле. Плодаагароднікі знакомятся также с различными сортами винограда, учатся его правильно садить, чаранкаваць, обрабатывать, открывают для себя многие другие секреты культуры.

Лаборант Баргу ветеран педагогического труда Иван Біза ведет исследования совместно с кафедрой аграрных дисциплин инженерного факультета, а его сын Евгений руководит работой в учебном саду, где каляджане выращивают яблоки.

На калекцыйна-опытном поле высеяны травы разных сортов, зерновые и зернобобовые, сідэраты и другие с целью изучения.

Недавно ЛДАК приобрел промышленный мельница – зернедрабілку. Теория будет подкрепляться практическими умениями приготовления кормов для скота.

Каляджан интересует, кроме прочего, фіталячэнне и фітапрафілактыка паразітозаў сельскохозяйственного скота, причины заболевания коров различными формами мастытаў, изучение динамики распространения мастытаў и т. д. Животноводческие опыты проводятся не только на ферме, но и в каледжскай ветклинике, где демонстрирует мастер-класс ветврач Владимир Павядайла.

В 2015 году учащиеся исследовали использование мнагакорпусных ульев при содержании пчел в учебной хозяйстве. Основы пчаляраства преподает пчеловод в третьем поколении, фанат своего дела Сергей Минец.

Имиджевый потенциал

Каледжскі научный потенциал довольно высокий. Здесь знают, в каком направлении шагать, чтобы достичь поставленной цели. Педагоги ищут, изобретают и осуществляют разработки, готовят востребованных и компетентных специалистов-аграриев.

Примечательно, что команда ЛДАКа в республиканском конкурсе профмастерства 2 года подряд получает диплом первой степени по специальности “агранамія” среди учащихся учреждений среднего специального образования. В прошлом году учащиеся зоотехнического отделения привезли диплом третьей степени. Успех начинается отсюда – с ЛДАКА.

Наталья ПЕРЕПЕЧКО.

В Год учреждение науки будет усиленно работать над повышением качества подготовки специалистов-аграриев, дальнейшим внедрением современных педтэхналогій в учебный процесс. Совершенствование технологии выращивания льна, инновации в пчеловодстве и изучение методов профилактики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных – на повестке ЛДАКаўскага дня.

Паспяховы той,  хто стварае