Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля подписал Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Правовой акт издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов. Декрет распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года.
На вопросы, касающиеся применения Декрета № 3, во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты 6 апреля ответили заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Бегун, а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД. Около 60 вопросов поступило на онлайн-конференцию. Ответы на них размещены в открытом доступе на сайтах www.belta.by и www.mintrud.gov.by.
Иждивенцев внесут в список
По словам Валерия Ковалькова, в стране будет формироваться список плательщиков сбора на финансирование госрасходов. Для этого Министерство по налогам и сборам совместно с государственными органами, подчиненными Президенту, республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно будет формировать информационную базу плательщиков сбора. База данных в региональном разрезе будет направляться в налоговые органы для принятия мер.
Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. «Первый раз – до 1 октября 2016 года, сбор нужно будет заплатить до 15 ноября», – пояснил Валерий Ковальков.
Заместитель министра отметил, штоДэкрэт № 3 предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10%, если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, который следует за истекшим налоговым периодом, сообщат в налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10 процентов меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании уведомления рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Гражданин имеет право в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления представить в налоговый орган документы, объяснения, которые свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора.
Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее уручанага уведомления, внесении в него изменений или аннулировании.
Платить придется не всем
Заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Валерий Ковальков отметил, что участием в финансировании госрасходов для одного из родителей засчитываются периоды воспитания в семье детей в возрасте до 7 лет, поскольку получение дошкольного образования в соответствии с законодательством не является обязательным и обеспеченность детей местами в учреждениях дошкольного образования составляет сейчас менее 100 процентов (в частности, в 2013 году – 74,5 процента). Кроме того, обучение в учреждениях общего среднего образования начинается с 6 — или 7-летнего возраста ребенка в зависимости от медицинских и иных показаний, то есть, есть необходимость ухода детей дошкольного возраста. Уход ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, воспитание троих и более несовершеннолетних детей также учитывается как участие в финансировании госрасходов.
Участники онлайн-конференции ответили на ряд вопросов частного характера, затрагивающие конкретные ситуации семей.
Так, например, муж, который занимается воспитанием детей 4 и 8 лет (зарплата жены гораздо выше), не будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, если в течение 2015 года он будет более 183 календарных дней воспитывать ребенка в возрасте до 7 лет. Документами, подтверждающими такой факт, могут стать копия свидетельства о рождении ребенка и информация о периоде и месте работы жены.
Неработающая мать троих несовершеннолетних детей интересуется, должна ли платить сбор, как только самому старшему ребенку исполнится 18 лет, если она не трудоустроится. Валерий Ковальков пояснил, что период участия в финансировании госрасходов для многодетной семьи ограничен возрастом наступления совершеннолетия самого старшего из троих детей. «Мать после достижения совершеннолетия старейшим ребенком в случае ее неучастия в финансировании государственных расходов обязана будет уплатить сбор. При этом, если в семье воспитывается хотя бы один ребенок в возрасте до 7 лет, она по-прежнему будет признаваться участницей финансирования госрасходов, то есть не будет уплачивать сбор», – сказал заместитель министра.
Участникам онлайн-конференции поступил вопрос, почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнюю хозяйство, а горожане – нет (мол, горожане также часто выращивают овощи и фрукты на дачах, некоторые продают их на рынках). Валерий Ковальков пояснил, что норма об освобождении от уплаты сбора лиц, которые проживают в сельской местности или поселке городского типа и ведут личное подсобное хозяйство, предусмотрено пунктом 5.11 Декрета № 3. «В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе в связи с некоторыми сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность», – отметил заместитель министра.
В Декрете № 3 учтены различные варианты занятости граждан. Так, периодами участия в финансировании государственных расходов считаются периоды осуществления предпринимательской деятельности в качестве ИП; выполнения работ по гражданско-правовым договорам; осуществления ремесленной деятельности; а также периоды, в течение которых гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.
«От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально», – подчеркнул начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько.
Игнорировать – себе дороже
Сумма сбора на финансирование государственных расходов в размере 20 базовых величин (БВ) ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц, уплаченного плательщиками такого налога в 2013 году.
«За неуплату или неполную уплату сбора Декрет № 3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применен административный арест, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ», – сказал начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси Алексей Бегун.
Кроме того, неплательщики сбора на финансирование госрасходов будут включаться в списки невыездных.
«Право гражданина Республики Беларусь на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь», – сказал Алексей Бегун. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.
Сбор не заменит рабочий стаж
Отвечая на вопрос о том, включается ли в трудовой стаж для назначения пенсии календарный год, за который будет уплачен сбор на финансирование госрасходов, Валерий Ковальков отметил: «В Декрете № 3 речь идет о периодах, в течение которых трудоспособные люди не работали, не осуществляли деятельность в соответствии с законодательством. В связи с этим их обязывают выплатить государству соответствующий сбор. Зачет в стаж для назначения пенсии таких периодов неоправданный. Трудовая пенсия должна зарабатываться. Для формирования пенсионных прав за конкретного гражданина должны быть уплачены в пенсионную систему целевые пенсионные взносы».
Заместитель министра пояснил, что в стаж для назначения пенсии включаются периоды работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Наряду с работой в стаж для назначения пенсии также засчитываются отдельные социально значимые виды деятельности без уплаты страховых взносов: это время пребывания в отпуске по уходу за ребенком, ухода за инвалидом первой группы и человека, который достиг 80-летнего возраста, и др. Расширение этих видов деятельности не планируется, подчеркнул Валерий Ковальков.
По информации БЕЛТА.