Про связь учащихся Ляховичского государственного аграрного колледжа с наукой — в интервью с директором

Пра сувязь навучэнцаў Ляхавіцкага дзяржаўнага аграрнага каледжа з навукай — у інтэрв’ю з дырэктарамВ последнее воскресенье января свой профессиональный праздник отмечают белорусские ученые. И не нужно думать, что для Ляхович это не актуальная дата. Во всяком случае, в местном государственном аграрном колледже с таким не согласятся. На протяжении 18 лет учреждение успешно возглавлял кандидат сельскохозяйственных наук Вячеслав Сельмановіч (сейчас председатель райисполкома). Кстати, в декабре 2013 года решением Высшего аттестационного совета Республики Беларусь Вячеславу Сельмановічу присвоено ученое звание доцента.

С 14 ноября прошлого года на должность главы ЛДАКа заступила кандидат сельскохозяйственных наук Елена Абарава, которая до этого возглавляла кафедру аграрных дисциплин в Барановичском государственном университете.

Про связь наших каляджан с наукой – в сегодняшнем интервью с директором обособленного структурного подразделения Баргу “Ляховичский государственный аграрный колледж” Еленой АБАРАВАЙ.

— Елена Эдуардовна, два с половиной месяца вы на посту директора ЛДАКа. Какие первые выводы и впечатления?

— Впечатления, конечно, самые хорошие. ЛДАК всегда высоко котировался в области. Прочные знания, востребованные выпускники, тесная связь теоретического обучения с практическим. Колледж – единственное в системе Министерства образования заведение аграрного направления с большим хозяйством: учебной животноводческой фермой и 400-гектарным участком земли. Другие ограничиваются учебными мастерскими и лабораториями. Разумеется, наши учащиеся в выигрышном положении и имеют больше возможностей для практики. Ну и, соответственно, получается, что директор – руководитель не только учреждения, но и хозяйства. Такое совмещение обязывает ко многому, требует дополнительных знаний и навыков, много времени. Но мне повезло – пришла в сформирован высокопрофессиональный коллектив с компетентными и опытными заместителями, заведующими отделений, педагогами. С такими кадрами можно решать задачи любой сложности.

— Как ученому, человеку с ученой степенью удается совмещать административную, управленческую, хозяйственную деятельность? Или не на вред это научным исследованиям?

— Я занимаюсь научными исследованиями всю жизнь. Поэтому День белорусской науки считаю своим профессиональным праздником. Возглавляя кафедру в Баргу, приходилось совмещать административную деятельность с научной. Работа в колледже – отличная возможность развить и усовершенствовать свои навыки в этом направлении.

Видеореклама производство

Что касается научной работы, то здесь поле деятельности (в прямом и переносном смысле) широкое. На территории исследуемого поля выделенный участок для проведения агранаміч-ных экспериментов, опытов. Задействованы в их проведении преподаватели университета и колледжа. Студенты здесь проходят практику, проводятся практические занятия. В прошлом году заложен полевой опыт в севазвароце колледжа “Экологическое сортавыпрабаванне сельскохозяйственных культур”: высажено коллекция из 140 различных сортов сельскохозяйственных культур. Семенной материал нам предоставил научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию. В этом году высажены озимые культуры, будут расширяться посевы яровых. Учащиеся колледжа ухаживают участки. В планах проведение научных семинаров на опытном поле не только для студентов и учащихся, но и для специалистов хозяйств. Поэтому научные исследования в колледже проходят и проходили в неразрывной связи с образовательным процессом.

Чтобы внедрять передовые технологии в образовательный процесс, в Баргу введен экспериментальный курс “Основы органического земледелия”. В следующем году подобный факультативный курс будет преподаваться и в колледже.

— Елена Эдуардовна, знаю, что вы стали соавтором первого сигнального курса лекций по органическом земледелии. Не все слышали, что это такое…

— Органическое сельское хозяйство без использования химии и химических средств, удобрений – новое направление в сельском хозяйстве республики. Для меня органическое земледелие – своеобразное хобби. Не секрет, что многие отдают предпочтение качественным и полезным продуктом. Считаю, за этим направлением будущее. Все согласны, что хорошо потреблять экологически чистые фрукты и овощи, но пока, к сожалению, у нас не учили, как правильно их выращивать. Поэтому и вводится новый курс для подготовки специалистов-аграриев. На базе колледжа в середине декабря прошел научный семинар, посвященный преподаванию этой дисциплины, ее введению в образовательный процесс.

— Часто происходит так, что выпускники сельскохозяйственных учебных заведений получают диплом, отрабатывают время и в профессии не остаются. Как заинтересовать молодых людей профессией агрария?

— Сейчас столько делается для сельских тружеников: условия проживания в деревне приближены к городским. Конечно, есть более сильные хозяйства, есть и сравнительно слабые с низкой заработной платой. Но принимаются определенные меры по улучшению ситуации. Такая политика государства будет способствовать закреплению молодых специалистов в селе. А они – будущее аграрной отрасли. Конечно, не все наши выпускники остаются работать по полученной специальности, кто-то решает продолжить обучение в ВУЗАХ, некоторые понимают, что ошиблись с выбором профессии, и меняют ее. Но многие остаются, а со временем, мне кажется, будет оставаться больше и больше. Это вопрос не сиюминутного решения и не только наша. В нем должны быть заинтересованы и работодатели.

Если мы посадили экологическую коллекцию, наши учащиеся испытывали искреннее удовольствие. Надеюсь, что и такие вот вещи помогут юношам и девушкам стать настоящими патриотами профессии.

Очень важно, чтобы человек состоялся в профессии. Современное обучение в учреждении нацелена на практыкаарыентаваных учащихся – 70 процентов учебного времени отдано практике. Юноши и девушки работают в подсобном хозяйстве, технологическую практику проходят в передовых сельхозпредприятиях, а преддипломную – по месту будущей работы. Более того, и после получения диплома наши преподаватели обеспечивают сопровождение молодых специалистов. Куратор поддерживает с ними тесные связи и в случае, если выпускнику необходима помощь, представители колледжа выезжают на место его работы.

— Большое внимание в колледже уделяется научным разработкам. Расскажите про это, пожалуйста.

— Педагоги нашего учреждения – профессионалы своего дела, которые, помимо преподавательской деятельности, активно публикуются, участвуют в научных экспериментах и конференциях, семинарах. Они авторы методических рекомендаций по учебным дисциплинам, тестовых заданий. Педагоги Иван Біза, Григорий Войтик, Ритвинская Евгения и Екатерина Юрчик – актыўнейшыя участники научных исследований. Преподаватель агрономических дисциплин Ритвинская Евгения находится в статусе соискателя, готовится к защите диссертации. Еще 2 человека имеют степень магистра.

Стало традицией проведение в конце каждого учебного года конференции “Успешен тот, кто создает”, на которой педагоги вместе с учащимися выступают с конечными или промежуточными результатами праве-дзеных исследований. Традиции учебного заведения, научная деятельность и дальше будут продолжаться и множиться. Тем более, что есть неравнодушные к науке коллеги.

Беседовала Наталья ПЕРЕПЕЧКО.

Фото Сергея ВОРОНОВИЧА.