Августовский “пленум” руководителей и главных экономистов промышленных предприятий района прошел в среду в декорациях частной собственности. На пути к площадке проведения семинара – ЗАО “Ляховичский завод “Металапластмас” и ИООО “Бляшаначны завод “Інтэрлак” – состоялся внеплановый, по инициативе председателя райисполкома Вячеслава Сельмановіча, остановка на хлебозаводе.
Впрочем, не производство найпершага продукта была в центре внимания семинара. Не хлебом единым, как известно, живет кааппрам Ляховичского райпо: еще – кондитерка, колбасные изделия, оказание ряда услуг. А когда в номенклатуре изделий предприятия значились и безалкогольные напитки. Теперь оснастка бывшего одноименного цеха за редким исключением представляет собой ржавое зрелище. Пока осторожно-настойчиво, без документальной конкретики, но не исключается возможность возобновления на кааппраме производства напитков.
На “Металапластмас” и “Інтэрлаку”, конечно же, напитков не производят. Но … отношение имеют. Например, одной из товарных позиций первого предприятия являются пробки — полиэтиленовые закарковачныя нескольких типов под стеклянные бутылки различной емкости. Плюс бутылочный “тюнинг”: можно сказать, в комплект к пробкам из-под прессов завода выходят тэрмаўсадачныя капсулы для винно-водочной продукции. Ну и, конечно же, металлические крышки для укупорки банок, по чем предприятие знают как все без исключения местные хозяйки, так и “импортные” потребители ляховичскому продукции. Как отмечалось, первую половину года “Металапластмас” завершил в неплохом производственно-экономическом режиме. Но не факт, что второе полугодие получится лучшим или равно похожим. Одна из причин предостережения заключается в известном факте сезонности значительной части заводской продукции. Цены на сырье демонстрируют перманентный рост, в то время как “Металапластмас”, чтобы удержаться на рынке, примерно года три не может позволить себе поднять цену на некоторую продукцию. Однако, несмотря на падение, по сравнению с недавним прошлым, производственных объемов, экономические показатели работы даже улучшились, благодаря более рациональному рэсурсавыкарыстанню. Например, если раньше в адход списывалось фактически четвертая часть листового металла, то теперь на металлолом отправляется около 20 процентов “листа”.
“Інтэрлак”, насколько можно позволить себе такой образ, выходец из-под крыла завода “Металапластмас”. Предприятия размещаются в смежной близости, по одной из товарных позиций – упомянутым выше крышке – могут позиционировать друг друга в качестве конкурента. Но кроме старых добрых закатачных крышек, “Інтэрлак” производит также их винтовой аналог. Так называемый “твист”, как прозвучало в ходе посещения предприятия, занимает примерно 12,5 процента в общем объеме производства. Столько же, кстати, как и крышка под закатку. Четверть агульназаводскіх производственных объемов приходится на лакирование жести, все остальное – производство банок многих типоразмеров, под наклееную этикетку и этикетку, выполненную в технике литографии (хотя, заметим для точности, собственно росписью по металлу “Інтэрлак” не занимается). В своем нынешнем формате, сегодняшнем составе учредителей завод работает с 2012 года. И с того же времени – технически совершенствуется в той или иной степени. Пиковым в этом смысле стал 2013. Но, несмотря на продолжение модернизации, производственные объемы первой половины текущего года в полтора раза превзошли прошлогодние на обозначенном отрезке времени.
Доходность. Такой, если максимально лаконично, характеристики заслуживает и 7-месячная работа промышленности района. В целом, но есть детали. С убытками завершили обозначен отрезок года торфабрыкетчыкі. Если бы не бюджетные дотации на выполнение сельскохозяйственных работ, отрицательную рентабельность от своей деятельности получил бы и льнозавод. Видится, однако, перспектива: для брыкетчыкаў – наступление похолодания в качестве катализатора, который запустит реакцию по сбыту продукции. Перспектива для льнозавода – новый льнозавод, который уже построен, выдал пилотные объемы производства, а со стартом осени должен заработать в штатном режиме.
Промышленная группа ОАО “Ляховичский райагросервис” также упала в объемах по сравнению с прошлым годом. Сделано примерно вдвое меньше прошлогоднего. Для консервного завода минусом стала продолжительная жара июля-первых чисел августа, которая “засушила” около половины посевов и посадок подсобного хозяйства. На работе завода молочного сказываются меньшие, по сравнению с прошлогодним, объемы молока из сельхозпредприятий района и другое.
При том, что индекс физического объема промышленной продукции хотя и составляет 93 процента от прошлого года – демонстрирует динамичный рост.
Иван КОВАЛЕНКО.