Июнь 1

Образование: итоги и перспективы

Адукацыя: вынікі  і перспектывыВступительная кампания прошла слаженно

В Беларуси вступительная кампания прошла слаженно, фактов коррупции не выявлено. Об этом заявила заместитель Премьер-министра, председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2016 году Наталья Кочанова.

Вице-премьер подчеркнула, что контроль осуществлялся на всех этапах вступительной кампании: от централизованного тестирования до зачисления в учреждения образования. Для 797 абитуриентов, которые по объективным причинам не смогли принять участие в ЦТ в основные дни, было организовано тестирование в резервный день.

Наталья Кочанова особо отметила, что абитуриенты получили 309 максимальных результата – 100 баллов (в прошлом году было 277 наивысших оценок). Причем три абитуриенты во всех трех тестах получили 100 баллов, из них два – выпускники бобруйской гимназии. «Почти 80 процентов абитуриентов, которые получили 100 баллов по двум предметам, – выпускники учреждений образования, расположенных в регионах, – с удовольствием констатировала вице-премьер. – Это свидетельство того, что уровень знаний учащихся довольно высок, если в школе, гимназии, лицее работают сильные педагоги».

В то же время у абитуриентов на централизованном тестировании было 292 нулевые результаты.

Централизованное тестирование в этом году проходили 98537 человек. Отстранен за нарушения 15 абитуриентов (за наличие мобильных телефонов и шпаргалок).

Система тестирования совершенствуется

В Беларуси усовершенствуют структуру ЦТ, сообщил на пресс-конференции министр образования Михаил Журавков.

«После того как хорошо будет внедрено профильное обучение, в ЦТ появится дополнительная часть С для профильных классов», – сказал Михаил Журавков. Эту третью часть теста абитуриенту будет необходимо выполнить при поступлении на специальности, где изучаемый на повышенном уровне предмет будет профильным.

По словам министра, сегодня тесты рассчитаны на всех абитуриентов – и тех, кто очень хорошо знает предмет, и тех, кто слабее. В тестах есть как стандартные задания, так и повышенной сложности в рамках школьной программы. Если в ЦТ не будет сложных заданий, все будут сдавать тестирование на 100 баллов, что прывя-где к большому количеству вопросов.

Еще одна новация, которая планируется к введению со следующего года, – возможность сдачи ЦТ сразу по четырем предметам. Также ожидается, что сертификаты по ЦТ будут действительными на протяжении двух лет. Эти нововведения начнут действовать после вступления в силу соответствующего указа. Сейчас он находится на рассмотрении в Администрации Президента. Эти меры расширят возможности молодых людей при поступлении.

Профессиональные приоритеты

Наталья Кочанова отметила, что в этом году никаких проблем с комплектованием первых курсов педагогических ВУЗОВ не было – причем как на бюджетную, так и на платную формы обучения. Вместе с тем, добавила она, «западали» специальности для легкой промышленности, как и в прошлом году. Были определенные проблемы с заполнением мест в учреждениях образования, которые готовят кадры для машиностроения. В прошлом году был сокращен прием будущих юристов и экономистов – под диктовку рынке труда. А вот популярность профессий повара, кондитера постепенно растет.

«Приоритеты у молодых людей, которые поступают в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования меняются, – сказала Наталья Кочанова. – Хотелось бы, чтобы профориентационная работа в школах максимально способствовало тому, чтобы молодые люди выбирали будущую профессию в соответствии со своими способностями, возможностями, желаниями, а также с учетом развития рынка труда. Много чего зависит и от позиции родителей».

Министр образования Михаил Журавков прокомментировал вопросы формирования платы за обучение. Он отметил, что в Беларуси плата за обучение в ВУЗАХ и ССУЗАХ формируется исходя из реальных затрат учреждения образования, что при формировании стоимости обучения закладывается минимальная рентабельность. «Весной многие ВУЗЫ незначительно подняли плату за обучение. Сейчас в университетах стоимость обучения в среднем составляет Br1,9 тысячи с учетом деноминации», – сказал глава ведомства, добавив, что оплата за обучение – прерогатива ВУЗОВ, ректор полностью отвечает за ее формирование.

«Повышать плату за обучение мы не намерены – во всяком случае, мы не будем поддерживать ректоров, если они сейчас будут выходить с такой инициативой»,– отметил Михаил Журавков.

Стимул для педагога

Школы Беларуси полностью укомплектованы учителями, — отметил Михаил Журавков. Всего в этом году впервые начнут работать более 5 000 педработников.

Рассматриваются различные варианты стимулирования педагогов, включая молодых специалистов. Одно из нововведений касается «раскрепощения» педагогов в их стремлении зарабатывать на развитии внебюджетной деятельности. Так, в Беларуси установлены надбавки к заработной плате учителям при оказании ими платных образовательных услуг в школе с учетом имеющейся квалификационной категории. Например, педагог дополнительного образования за вторую квалификационную категорию учителя получит надбавку в размере 30 процентов тарифной ставки, за первую квалификационную категорию – 55 процентов, за высшую категорию – 90%, за категорию учителя-методиста – 120 процентов».



Copyright 2017. Все права защищены.

Опубликовано 01.06.2017 admin в категории "Важные новости и события