О пенсионных новациях

Аб пенсійных навацыях

Онлайн-конференция «О пенсионных новациях» прошла 18 февраля на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты. В ней принял участие заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

Стажавы порог увеличен

С 1 января текущего года стажавы порог для пенсии увеличен с 10 до 15 лет, а год назад (с 1 января 2014 года) для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимальный страховой стаж был увеличен с 5 до 10 лет. Таким образом, фактически всего за год стажавы порог повысился с 5 до 15 лет. «Однако даже повышенный с января текущего года до 15 лет минимальный период работы с уплатой взносов – достаточно мягкое требование для последующего длительного получения пенсии, – считает заместитель министра. – Сравните: требуемые 15 лет работы почти в 2,5 раза меньше периода трудовой активности (от 18 лет до 55-60 и более лет). При этом период получения пенсии (более 20 лет) превышает период формирования права на пенсию. Поэтому в перспективе разница между периодом формирования права на пенсию (то есть требуемым стажем) и периодом получения пенсии будет постепенно сокращаться. При этом, как ожидается, льготы социально слабаабароненым категориям (многодетным матерям, инвалидам с детства, их родителям) будут сохранены».
Валерий Ковальков отметил: «В условиях старения населения возрастает потребность в дополнительных средствах и рациональном их использовании. Поэтому требования для получения права на государственную пенсию усиливаются».

Пенсионный возраст остается прежним

«В условиях роста расходов на пенсии многие страны повышают пенсионный возраст. При этом в одних странах сохраняется разница в возрасте выхода на пенсию у женщин и мужчин, в других – этот возраст постепенно равняется, – сказал заместитель министра. – В Беларуси вопрос о повышении пенсионного возраста – ни для женщин, ни для мужчин – сейчас не рассматривается».
Кроме Беларуси, со времен СССР пенсионный возраст не изменился только в России и Узбекистане. «Уменьшение (ограничение) притока получателей пенсий путем повышения пенсионного возраста – одна из мер по сдерживанию пенсионных расходов. Особую актуальность она приобрела в условиях старения населения. Именно поэтому во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, уже реализованы или реализуются решения о повышении возраста для обращения за пенсией (на 2-5 лет для мужчин и на 2-8 лет для женщин)», – проинформировал заместитель министра.
Кстати, в 2005 году на 100 занятых в экономике Беларуси приходилось 59 пенсионеров, в 2010-м – 56, в текущем году (по оценке) – 60. В ближайшей перспективе нагрузка на работников будет постепенно увеличиваться, подчеркнул участник онлайн-конференции.

На пенсии и работают

«Сегодня продолжают трудиться более 642 тыс. пенсионеров. При этом доля работающих пенсионеров колеблется в диапазоне 22-25 процентов общего их количества, что свидетельствует о востребованности труда пожилых работников, – отметил Валерий Ковальков. – Действующие правила выплаты пенсий работающим пенсионерам в ближайшее время пересматриваться не будут».
По словам участника онлайн-конференции, изменение в размере пенсии в связи с трудоустройством распространяется на пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка (ІКЗ) от 1,3 до 4,0: по действующим правилам, в период работы пенсия начисляется с учетом ІКЗ не большего за 1,3. Почти у 60% работающих пенсионеров при трудоустройстве размер пенсии не меняется, поскольку ІКЗ в них меньше 1,3. Не изменяется также размер пенсии в период работы и у пенсионеров, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.

Привязан к средней зарплате

Реальный размер пенсий в Беларуси за четыре года возрос на 39,2 процента. В 2014 году реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 1,3 процента. «В 2015 году планируется поддержание реальной пенсии на уровне прошлого года, – отметил заместитель министра. – В текущем году пенсии будут повышаться с учетом роста заработной платы работников и финансовых возможностей фонда социальной защиты населения».
На выплату трудовых пенсий в текущем году запланированы расходы в размере Br87,3 трлн (в частности, в феврале они составят более Br6,8 трлн).
Отвечая на вопрос о том, почему пенсии не индексируются в связи с инфляцией, а привязан к средней заработной платы, Валерий Ковальков пояснил: «На финансирование пенсионных выплат направляются страховые взносы – отчисления из фонда заработной платы. Другого источника нет.
Поэтому основанием для индексации трудовых пенсий является определенный рост уровня заработной платы в республике.
Заметим, что при таком механизме индексации пенсий обеспечивается их реальный рост. При индексации трудовых пенсий по росту потребительских цен реальный размер пенсии будет только поддерживаться на существующем уровне, а расти не будет».

Длительный стаж дает плюс

С 1 января текущего года Указом № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» предусмотрено повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, вычисленные при длительном стаже работы с невысокими заработкамі. По оценке, с 1 января этого года пенсии повысились более чем у 670 тыс. человек. В среднем размеры пенсий у этой группы увеличились на Br40 тыс.
Отвечая на вопрос о том, почему нормы Указа № 570 о повышении пенсии за длительный стаж, введенные с 1 января-гдене 2015 года, коснулись только лю-дей с невысоким заработком в прошлом, Валерий Ковальков пояснил: «Потому что при стаже 40/45 лет (женщины/мужчины) размер пенсии по возрасту в декабре 2014 года составлял всего Br1 млн 768,9 тыс. К тому же низкий заработок не всегда может быть поставлен в вину работнику: отрасли с традиционно низкой оплатой труда были в СССР и присутствуют в экономике Беларуси (сельское хозяйство, образование, здравоохранение, социальные услуги)».
С 1 января 2016 года Указом № 570 предусматривается дополнительное повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеют длительный стаж. Это произойдет за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Так, стоимость 41-го и 36-го года стажа составит 1,1 процента средней заработной платы для исчисления пенсии, 42-го и 37-го – 1,2%, 43-го и 38-го – 1,3 процента, 44-го и 39-го – 1,4%, 45-го и 40-го – 1,5 процента средней заработной платы для исчисления пенсии или минимальной стоимости года стажа, установленной этим указом с 1 января 2015 года.
Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться индивидуальный коэффициент заработка до 5.

Бонус за долголетие

Дополнительную целевую доплату к пенсиям в феврале текущего года получат 298,5 тыс. неработающих получателей пенсий, достигших возраста 75 лет, и более 311 тыс. – в возрасте 80 лет и старше. Расходы фонда социальной защиты населения на эти выплаты в целом в 2015 году, по оценке, превысят Br2,4 трлн.
Размеры доплат увеличиваются ежеквартально в связи с ростом бюджета прожиточного минимума (БПМ). Так, с февраля нынешнего года размер доплаты для людей в возрасте 80 лет и старше составляет Br357 тыс. 25 (100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, этот норматив равняется 25% БПМ), для людей в возрасте от 75 до 80 лет – Br267 тыс. 769 (75 процентов минимального размера пенсии по возрасту).
В связи с увеличением БПМ в прошлом году перерасчет доплат к пенсиям проводился четыре раза (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября).

Без страхового стажа нет социальной пенсии

Тем, кто не имеет минимального 15-летнего (или установленного для отдельных категорий 5-летнего) стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, социальная пенсия с января 2015 года будет назначаться на 5 лет позже: мужчинам – после достижения возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Эти изменения не затрагивают социально уязвимые категории (детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей в случае потери кормильца).
На начало февраля текущего года в Беларуси насчитывалось 59,1 тыс. получателей социальных пенсий. В основном это дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Размеры их пенсий разные – в зависимости от степени потери здоровья или группы инвалидности – от Br1 млн 71,1 тыс. до Br1 млн 570,9 тыс. Средний размер социальной пенсии составляет Br1 млн 296,4 тыс. У тех, кто не является инвалидами и не имеет минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, размер пенсии составляет Br714,1 тыс., проинформировал Валерий Ковальков.

Пенсия с “премией”

По оценкам, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно увеличивается. По последним данным, пенсию с «премией» получают более
6 тыс. человек, проинформировал заместитель министра: “В среднем период работы после назначения пенсии составляет пять лет. За это время можно увеличить размер своей пенсии на 70 процентов. Для сравнения: в России за такой же период можно увеличить размер своей пенсии на 50 процентов».
По информации БЕЛТА.

Фото БЕЛТА.