Проблематика здравоохранения, образования, соцподдержки, пенсионного обеспечения постоянно находится в зоне повышенного общественного внимания, поскольку это сфера интересов каждого человека независимо от его статуса и возраста. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель премьер-министра Наталья Кочанова высказала свое мнение по вопросам, которые наиболее волнуют жителей Беларуси, – о повышении пенсионного возраста, мерах поддержки семей с детьми, продолжительности летних каникул, изменения правил приема в ВУЗЫ, плате за посещение поликлиник, борьбе с пьянством, налога на богатых, стоимости белорусских виз и другим.
– Наталья Ивановна, законопроект о республиканском бюджете на 2016 год поступил в Палату представителей Национального собрания. Бюджет по-прежнему будет социально ориентированным. По вашему мнению, сохранится социальная ориентация в последующие годы, и какие социальные сферы в будущем потребуют выделения более весомых ассигнований?
– Государство не изменит социальные ориентиры: забота о человеке был и остается лейтмотивом всей государственной политики. Это подтверждает и республиканский бюджет на 2016 год. На образование выделяется 4,85 процента ВВП (на 2015 год – 4,82 процента), на здравоохранение – 4,28 процента (в 2015-м – 3,99 процента), а с учетом внебюджетной деятельности эти цифры будут еще выше.
Я думаю, что в последующие годы динамика сохранится, на социальную сферу будут и в дальнейшем выделяться серьезные финансовые ресурсы. Хочу подчеркнуть: несмотря на сложные экономические условия, ни одна социальная программа не закрыта. При этом их количество сокращено за счет аккумуляции взаимосвязанных направлений. Такой программно-целевой подход позволит сконцентрировать ресурсы на решении самых важных проблем.
Например, в текущем году завершается реализация второй Национальной программы демографической безопасности. Поскольку вопросы демографии по-прежнему очень важны для нашего государства, разработана новая госпрограмма «Здоровье народа и демографическая безопасность» в 2016-2020 годы. Она включает 7 подпрограмм: «Семья и детство», «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний», «Предупреждение и пре-адоленне пьянства и алкоголизма», «Туберкулез», «Профилактика ВИЧ-инфекции», «Обеспечение функционирования системы охраны здоровья», «Внешняя миграция».
На реализацию программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» в следующем пятилетии предполагается направить более Br265 трлн ($14,5 млрд в эквиваленте). Объем финансирования увеличен более чем в 15 раз по сравнению с предыдущей программой демографической безопасности (с учетом объединения госпрограмм, которые реализовывались по отдельности).
– Государством в последние годы приняты серьезные меры по поддержке семей с детьми, стимулированию рождаемости, укреплению здоровья населения. Удалось снизить темпы депопуляции, значительно улучшились и другие демографические показатели. Куда будет направлен вектор семейной политики в следующем пятилетии?
– Главные приоритеты государственной семейной политики – полноценная семья с детьми, устойчивы браки, здоровое гармоничное жизнь. Это основа основ, фундамент будущего благополучия человека, общества, страны. Поэтому наша общая задача – пропаганда традиционных семейных ценностей и здорового образа жизни. И начинать ее нужно с детских лет в семье, которая должна быть примером для подражания, со школьной парты.
В Беларуси надо внедрить национальную модель планирования семьи – мотивировать молодежь на рождение двух и более детей. Кстати, с каждым годом возрастает количество семей, которые имеют двух и более детей. При этом уменьшается доля внебрачных рождений (с 25 процентов до 15 процентов). Это не может не радовать.
– А таких фронтальных мер поддержки, как семейный капитал, не ожидается?
– Мы постоянно совершенствуем систему поддержки семей с детьми. В Беларуси это система разветвления по направлениям и масштабная по финансированию. Она включает значительные меры по поддержанию доходов семей (только детских пособий выплачивается 11 видов), льготы и гарантии в сфере труда и налогообложения, оказание финансовой помощи при строительстве и реконструкции жилья, а также меры по развитию сети учреждений образования, культуры, здравоохранения. По некоторым позициям Беларусь находится впереди стран-соседей с большим отрывом. Государство продолжит развивать социальные программы, направленные на поддержку юного поколения белорусов, семей с детьми, на создание благоприятных условий для их деятельности.
– Какие новые подходы будут применены в республике для решения проблем здоровья нации?
– Новым этапом в оказании медицинской помощи станут скрининговые мероприятия по раннему выявлению онкологической патологии (только в 2016 году на эти цели предусматривается более Br375 млрд.). Своевременное выявление онкологических заболеваний позволит достичь прорыва в лечении пациентов, а значит, они будут жить дольше и, что очень важно, с лучшим качеством жизни.
Впервые отдельный блок госпрограммы посвящен борьбе с неинфекционными заболеваниями. Речь идет о снижении влияния факторов риска, которые являются основными причинами заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, сахарного диабета, заболеваний органов дыхания и др.
– Пьянство – один из факторов риска. Какие методы борьбы с алкоголизацией населения действенные и эффективные? Будет ли развиваться сеть вытрезвителей и ЛТП в Беларуси?
– В Минске, областных центрах и крупных городах функционирует 20 специализированных изоляторов (как сейчас называются медвытрезвители). Увеличивать их количество не планируется.
В том, что есть такие заведения, не вижу ничего плохого, скорее наоборот. Это дает возможность предотвратить нарушения и преступления, причиной которых является пьянство. Каждое четвертое преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения, а доля «пьяных» убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей, разбойных нападений, хулиганств достигает 70-80 процентов. Употребление алкоголя является первопричиной насилия в семье, социального сиротства.
Есть в стране и ЛТП. Вместе с тем, считаю, что будущее – за реабилитационными центрами при учреждениях здравоохранения и общественных формированиях. Их необходимо создавать во всех городах с количеством жителей более 100 тыс. человек. Программы реабилитации, основанные на самых современных методиках, дадут положительный эффект, предотвращать деградацию личности, помогут сохранить семьи.
Безусловно, очень важно формировать у белорусов точные установки на здоровый образ жизни, на здароўезахавальныя поведение. Поэтому такое внимание уделяется развитию в стране физкультуры и спорта. Поставлена амбициозная задача увеличить в 1,5-2 раза количество людей, которые активно занимаются физкультурой и спортом (с нынешних 20 процентов до 30-40 процентов), задействовать в полном объеме спортивные объекты.
Беларусь достигла впечатляющих успехов в оказании специализированной помощи, в применении высокотехнологичных методов лечения. Но особое внимание в ближайшее время будет уделено первичному звену здравоохранения.
– Поскольку частным организациям здравоохранения уже разрешили выдавать больничные листы, нагрузка на поликлиники снизится. И качество обслуживания должно стать лучшей. Кстати, каково ваше отношение к предложению, чтобы работники могли не оформлять бюллетень при легком недомогании до трех рабочих дней? Это был бы еще один шаг к разгрузке поликлиник.
– Не считаю, что это вопрос нужно регламентировать на уровне нормативного правового акта – это сфера отношений нанимателя и работника, и она может быть урегулирована коллективным договором.
– Не могу не задать еще один вопрос, который в свое время бурно обсуждалась, да и сейчас находится на волне общественного внимания. По вашему мнению, надо ли вводить плату за посещение поликлиник?
– На этом этапе не нужно. Необходимо совершенствовать работу поликлиник, внедрять современные методы организации их деятельности.
– В развитых странах пенсионный порог намного выше, чем в Беларуси. В одной возрастной категории с Беларусью остаются только Россия и Узбекистан. Какие перспективы в нашей стране по увеличению возраста выхода на пенсию в целом и в отношении женщин в частности?
– Президент Беларуси неоднократно отмечал, что повышать пенсионный возраст нужно, но при условии, что люди выскажутся «за».
Полемика по вопросу повышения пенсионного порога ведется очень активно. Действительно, пенсионный возраст у нас низкий. Он не учитывает ни экономических реалий, ни то обстоятельство, что растет средняя продолжительность жизни и, соответственно, продлевается период получения пенсии. Так, женщины получают пенсию в среднем более 25 лет. При этом большинство из них, достигнув 55 лет, продолжает работать. Я полагаю, что к вопросу о повышении пенсионного порога в будущем мы придем так или иначе.
В этом году мне исполнилось 55 лет, не делаю из этого секрета. Многие из моих равесніц (с кем я училась в школе, в институте, мы по-прежнему встречаемся, разговариваем) на пенсию не пошли. Посмотрите вокруг: большинство женщин в 55 лет еще полны сил, у них есть опыт и желание работать, это возраст реализации. Разумеется, многое зависит от состояния здоровья и потенциала человека.
– В условиях старения населения все больше пожилых людей остаются в одиночестве при живых и здоровых родственниках, надеясь на помощь государства, социальных работников. Надо ли, по вашему мнению, усиливать ответственность взрослых трудоспособных детей за своих престарелых родителей?
– Кодексом о браке и семье регламентируется обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях и оказывать им необходимую помощь. В законодательстве достаточно норм, которые дают возможность привлечь работа-способных детей к содержания нуждающихся в материальной поддержке родителей. Но, понимаете, никаким законом (старым или новым) не заставишь любить и беречь своих близких. Эту культуру взаимоотношений между поколениями нужно воспитывать с детства.
– В 2015 году вы возглавляли государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования. Исходя из анализа этой компании, какие новации готовятся для абитуриентов 2016 года?
– В Беларуси создан прозрачный механизм формирования студенческой аудитории, серьезных нарушений во время вступительных испытаний не обнаружено. Как показал анализ работы и обращений граждан, принципиальные изменения в правила приема не требуются, но некоторые корректировки необходимы.
Так, предлагается особый порядок приема в педагогические ВУЗЫ выпускников профильных классов педагогического направления. Планируется предоставить им право поступления без вступительных испытаний, если оценки по всем школьным предметам – 7 и выше, по профильным учебным дисциплинам – не ниже 9 баллов. Кроме того, абитуриенту при поступлении на педагогическую специальность в 2016 году обязательно понадобится рекомендация педсовета учреждения образования, которое он закончил.
Я считаю, что это правильно. Кстати, об этом неоднократно приходилось слышать на встречах в педагогических коллективах. В педагогические ВУЗЫ должны идти молодые люди, которые увлекаются этой профессией и имеют к ней способности, а не просто саіскальнікі диплома о высшем образовании. Поскольку учитель – профессия особая, и отбор абитуриентов должен основываться не только на результатах ЦТ, но и на характеристике личности.
И еще. Для поступления в высшие учебные заведения на специальности физической культуры и спорта планируется такая новая норма, как наличие спортивного разряда (звания). Это также даст возможность привлечь профессионально ориентированных абитуриентов, которые имеют не только высокую физподготовку, но и навыки в определенном виде спорта.
– Интересно, сократят ли летние каникулы школьникам? И летний отпуск учителям?
– Безусловно, нет. Об этом даже речь не идет. Я уверена, что нужно максимальное внимание уделить здоровью школьников, которое ухудшается в том числе из-за перегрузок – уроки, кружки, секции… Запланирована совместная коллегия министерств образования и здравоохранения, на которой будем обсуждать, как увязать учебную нагрузку с сохранением здоровья школьников. Важно в этом вопросе и роль родителей. Именно они должны определить сбалансированный объем дополнительных занятий в секциях, кружках, клубах, который обеспечивает необходимое развитие ребенка, но не приводит к его переутомления и потери интереса к занятиям.
– В Беларуси в отличие от других стран СНГ нет фронтального расслоения общества по уровню доходов. Тем не менее, актуально для нашей страны вопрос введения налога на богатых?
– Отсутствие такого расслоения, в частности, была одной из причин, по которой семь лет назад в Беларуси перешли от прогрессивного подоходного налога (когда более высокие доходы облагались в более высоком размере) к единой налоговой ставки. Теперь независимо от того, какой размер дохода имеет тот или иной гражданин, с него взимается налог в размере 13 процентов. При этом, разумеется, чем больше сумма дохода, тем больше и сумма подоходного налога. А вводить налог на богатых? Для нашей страны это вопрос не является актуальным.
– Хотелось бы знать ваше мнение и по такому вопросу. Как известно, одним из условий повышения туристической привлекательности является упрощение порядка выдачи виз, отмена визового сбора. Нужен ли Беларуси эти меры? Какие еще факторы могут стать дополнительным стимулом для туристов-иностранцев?
– Теперь виза не нужна гражданам СНГ (кроме Туркменистана), Кубы, Сербии и Черногории, Катара, Турции, Грузии, Монголии, Македонии, Бразилии, Венесуэлы, Израиля. Туристы из КНР при наличии шенгенской визы могут посещать Беларусь на период до 3 дней без визы. Оформление виз грамма-гражданам Японии осуществляется бесплатно. С 12 июня 2015 года начал действовать безвизовый въезд в Национальный парк «Беловежская пуща» для иностранных туристов, которые могут находиться на территории парка без визы не более как три дня. Считаю, что практику безвизового посещения основных туристических объектов Беларуси нужно расширить.
При этом, по данным социологических опросов, туристы называют главным препятствием для путешествий именно необходимость оформлять визы. Поэтому либерализация визового режима важна и нужна. Определенные направления этой работы намечен.
Во-первых, на каждый год заранее должен быть определен список значимых мероприятий, посетить которые можно в безвизовом режиме (крупные фестивали, выставки, спортивные мероприятия). Причем, если иностранный гражданин уже побывал на таких мероприятиях, хорошо бы предусмотреть выдачу ему разрешения на повторный безвизовый въезд в Беларусь.
Во-вторых, целесообразно предусмотреть возможность безвизового въезда в Беларусь на определенный срок для имеющих шенгенскую визу граждан государств, благополучных в миграционном плане (по аналогии с гражданами КНР).
В-третьих, нужно упростить порядок и сделать более комфортной процедуру получения туристической визы, в том числе в аэропорту. Необходимо рассмотреть возможность получения электронной визы и ряд других мер.
Материальные потери из-за недополученных визовых сборов будут небольшими (в год Беларусь выдает 20-30 тыс. туристических виз), а выгода – очевидна. Это не только развитие сферы услуг, но и повышение имиджа страны: чем больше иностранных грамма-дзян посетят нашу республику, тем больше хорошего о ней будут знать в мире. Наша Беларусь этого заслуживает.
Елена ПРУС,
БЕЛТА.