Есть система – будет результат

Ёсць сістэма – будзе плён

В этом году на третьем этапе областной предметной олимпиады ученики Светланы Ермакович собрали богатый урожай наград: дипломы II и III степеней, лестный отзыв. И это не впервые. Гимназисты, в которых она преподает белорусский язык и литературу, с завидным постоянством становятся дипломантами олимпиад различного уровня. Результаты испытаний в очередной раз подтверждают, что для победы необходимо системная работа. Наверное, в этом и есть секрет успеха тандема “ученик-учитель”.

Сегодня об этом рассуждает заместитель директора гимназии и одна из лучших педагогов района (по итогам 2014 года Светлана Викентьевна удостоена статуса “Человек года” в номинации “образование”) Светлана Ермакович.

Вопрос детской одаренности меня интересовала всегда. Как-то на глаза попала статья, в которой говорилось, что на долю гениальных, талантливых, одаренных и высокомотивированными приходится около 15 процентов от общего количества людей. Если взять класс из 22 учеников, то получается, что с тремя из них можно готовиться к предметных олимпиад, творческих конкурсов и писать исследовательские работы. Практика это красноречиво доказывает: выбрать ученика, который успешно справился бы сразу с комплексным заданием, устным высказыванием и отзывом, учителю-філолагу сложно.

Педагог должен распознать способного ученика еще в 5 классе. Это ребенок не безразличен к предмету, умеет решать нестандартные задания, обладает ухватистый памятью. Такого ученика нельзя терять из поля зрения, его надо “растить”: давать домашние задания повышенной трудности или алімпіядныя задания по теме, которая сейчас изучается, чаще, чем остальным, задавать стихи на память, рекомендовать для чтения непраграмныя произведения белорусских и зарубежных авторов, приучать обязательно вести тетрадь или папку, куда помещать сложные для усвоения правила, опорные схемы и таблицы. В будущего олимпиадника должна быть сформирована прочная база знаний. Такого ученика обязательно нужно поддерживать, отмечать его успехи, но не захваливать, чтобы не возникло чувство самоудовлетворенности и успокоения. Ученик должен находиться в постоянном творческом поиске. Обязательно поощряю таких детей к выбору факультативных занятий по русскому языку, к участию в игре-конкурсе “Буслік”.

Начиная с 8 класса, такой работы с будущим алімпіяднікам уже недостаточно. В нашей гимназии подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам и участия в научно-практических конференциях уделяется большое внимание. С этой целью налажена работа профильного лагеря во время каникул, распределяются стимулирующие часа. Большую помощь оказывают преподаватели Барановичского государственного университета.

В 9-11 классах такие ученики должны не только выполнять алімпіядныя задания, но и составлять их для класса.

Где же брать задания для подготовки к различным этапам олимпиады по русскому языку и литературе? Кажется, все просто – в интернете. Их там действительно много. Но есть еще и сборники заданий, предметные журналы, специальные курсы повышения квалификации, семинары, задания, составленные самим учителем.

Под моим руководством тогда еще семиклассники, а сейчас ученики 8 “А” класса создали виртуальный музей белорусских писателей. В нем 22 портреты и биографии отечественных прозаиков и поэтов. На основе собранного материала в приложении Learning Apps было создано задание “Узнай писателя”, где необходимо соотнести имя и фамилия автора с его портретом. Есть и другие задания: “Подпиши годы жизни писателя” и “Суаднясі автора и его произведение”. Собранный материал и перечисленные задания, созданные в приложении Learning Apps очень востребован у учащихся 8-11 классов при подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Важно, что список авторов можно пополнять, а задания усложнять.

В позапрошлом учебном году мы с учениками сегодняшнего 8 “А” создали галерею белорусских художников и певцов, где поместили информацию о несколько десятков авторов с биографиями и изображениями картин, современные музыкальные группы и солистов с записями их песен на белорусском языке. Это очень ценный материал для расширения кругозора учащихся и подготовки к устному высказыванию.

Многолетняя практика подготовки учащихся к предметной олимпиады показывает, что если родители высокомотивированными учащихся не являются единомышленниками учителя, то высоких результатов достичь нельзя. Поэтому поддержка родителей обязательна.

Одаренным ученикам в гимназии уделяется много внимания. В сентябре проводилась линейка-наказ. В ноябре для победителей второго этапа предметных олимпиад, олимпиады Союзного государства “Россия и Беларусь: историческое и духовное единство” и районной научно-практической конференции проводится вечер чести. Обязательно проходят занятия с психологом. Для участников и дипломантов третьего этапа предметной олимпиады организовываются линейка-встреча и “сладкий стол”. Поздравления помещаем на доске объявлений, а имена лучших учеников заносятся в альбом “Галерея славы гимназии” и на виртуальную доску почета на сайте учреждения. Такая система подготовки дает свои результаты.

Светлана ЕРМАКОВИЧ,

заместитель директора гимназии, учитель белорусского языка и литературы.