Учитель в школе – главный человек

Настаўнік у школе – галоўны чалавекГлава государства Александр Лукашенко 9 августа заслушал доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году. Однако главной целью совещания стало не просто изучение подробных отчетов. Руководители заинтересованных ведомств и члены правительства вместе с Президентом провели своеобразный “мозговой штурм”, чтобы вычленіць все проблемы, которые есть в образовании: от школы к последипломной подготовки специалистов. Пути их решения, как отметил Президент, будут обсуждаться в самое ближайшее время на итоговой совещании по развитию белорусской системы образования.

Повышать статус педагога

Александр Лукашенко на совещании подчеркнул: учитель в школе – главный человек, поэтому необходимо повышать статус педагогов. Однако он прежде всего зависит от самого учителя. «Давайте загружать учителя таким образом, чтобы действительно его статус был высок. Чтобы в деревне и городе, особенно в деревне, учитель был главным действующим лицом», – обратил внимание Глава государства.

С другой стороны, отметил Президент, и государство должно подставить свое плечо педагогам: «Это плохо, если уже сегодня учитель в хороших, средних хозяйствах имеет половину зарплаты от механизатора, доярки. Это ненормально. Поэтому это вопрос коренной, центральное. Как бы мы от него ни уходили, как бы мы себя ни заспакойвалі, что учителя не ставят перед нами каких-то материальных вопросов, мы четко должны понимать, что для каждого человека это важный момент. А для учителей архиважный, поскольку их средняя заработная плата ниже, чем по стране».

Однако Александр Лукашенко обратил внимание, что далек от популизма «просто повысить зарплату учителям, и точка». «Я не хочу так ставить вопрос. Я хочу сказать по-другому: ситуация с материальным обеспечением наставничество далее нетерпимо, поэтому давайте учителя нагрузім настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату. Мы учителя не потеряем: учителя были и всегда будут. Но мы вымываем самые сильные кадры с нашей системы образования, прежде всего школы. Мы теряем самых лучших учителей», – добавил Президент.

Министр образования Михаил Журавков после доклада Главе государства рассказал журналистам, что до эксперимента по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников подключаться новые регионы. Глава ведомства пояснил, что эксперимент предусматривает дыферэнцыраванне оплаты труда в зависимости от нагрузки педагога. Учитывается не только количество учебных часов, но и наличие у учителя кружков, факультативов, объем внеклассной работы, участие в подготовке школьников к олимпиадам и соревнованиям.

Лучшие реформы – выпуск качественных учебников

Заслушивая доклады, Глава государства особо подчеркнул, что реформы в белорусской системе образования не нужен. По его мнению, необходимо сохранить то лучшее, что есть, в первую очередь хороших специалистов. Еще одна важная составляющая – это хороший учебник. «Хватит этих реформ в образовании – надо совершенствовать то, что есть. Нужно дать нормальные учебники, прежде всего, учебники истории в школы, чтобы дети понимали, что происходило вчера в нашей стране. Взгляд в прошлое – это взгляд в будущее. Не мне вас учить. А мы начинаем заниматься не теми вопросами, которые сегодня насущные, злободневные», – отметил Александр Лукашенко.

В частности, Президент обратил внимание, что нужно аккуратно относиться к Болонскому процессу. Необдуманные решения в этом направлении просто разрушать старую систему образования, а на ее месте ничего не появится. «Нас уже западники предупреждают: вы единственные в бывшем социалистическом лагере, не говоря о Советском Союзе, остались, кто не разрушил систему образования, и она дает вам эффект, не сокрушите ее. Особенно нас предупреждают наши западные соседи – восточно-европейские государства, которые имели такую систему образования», – подчеркнул Глава государства. Он обратил внимание, что белорусская система образования должна стать узнаваемой в мире.

Действовать нужно выверенно

Был поднят вопрос и о закрытии школ. Министр образования Михаил Журавков доложил, что в текущем году в рамках оптимизации закрыто 65 школ и реорганизовано еще 83.

Александр Лукашенко отметил, что закрытие школ – это не только материально-технический вопрос, но и идеологическое. Поскольку, фактически, школа – это центр села, а после закрытия учебного заведения населенный пункт покидает и жизнь.

По словам Президента, от этого процесса никуда не деться, однако подходить к нему необходимо очень осторожно и выверенно. Поэтому Глава государства поручил еще раз изучить этот вопрос, проверить, насколько правильно были приняты решения о закрытии школ и как будет организовано обучение детей, переведенных в другие учреждения.

Вместо репетитора – профильный класс

На совещании у Президента звучали разные мнения о профильных классах в школах. Однако было принято решение, что такую практику нужно поддерживать. Углубленное изучение предметов в школах позволит семьям сэкономить на рэпетытарах. При этом Глава государства потребовал, чтобы профили создавались в зависимости от интереса учащихся к предмету, а не для того, чтобы объединить сильных детей в одном классе, а более слабых учеников оставить в другом.

Заместитель Премьер-министра Наталья Кочанова, общаясь с журналистами, отметила, что абитуриенты, которые обучались в профильных классах, на централизованном тестировании показывают результаты не хуже, чем у лицеистов и гимназистов. «Сегодня не только лицеи и гимназии, но и профильные классы дают возможность получить довольно высокий уровень знаний, не прибегая к услугам репетиторства», – сказала она.

Равные условия для учеников

Еще одним важным вопросом в системе образования, по словам Александра Лукашенко, является подготовка учеников к школе.

«Завтра дети пойдут в школу. Мое требование одно, оно идет от общества: все дети должны быть в равных условиях и должны пойти в школу «одинаково». Они должны быть одет, как все. Есть беднейшие слои населения, есть средние, богатые и так далее, но дети в этом не виноваты. Они должны быть одеты и подготовлены: портфели, рюкзаки и прочее, что необходимо, от пластилина и карандашей до одежды, – все должно быть одинаково. Где брать деньги, я уже десять раз об этом говорил в предыдущие годы», – сказал Президент.

БЕЛТА.