Телефон и моветон

Тэлефон  і моветонСубботнее утро. Долгожданный выходной. Можно позволить себе какие-то приятности, например, поспать вдоволь. Только вот кто-то решил иначе, и еще до восьми часов утра пронзительно зазвенел телефон:

– Доброе утро! Меня зовут Марина. Приглашаю вас на презентацию, которую сегодня в 16 часов компания N проводит по адресу… – жизнерадостный голос стрекочет без перерыва, не оставляет возможности обратной связи. Не вешаю трубку по одной причине – из-за потребности прекратить бесцеремонное вторжение в мое личное пространство, предупредить его в следующий выходной. И если впрочем ўкрапляюся в словапаток, задаю риторический вопрос: или преподавали в “фирме” телефонный этикет, который однозначно утверждает табу на звонки до 10 часов утра и после 22 часов. Вторая причина для возмущения – навязчивость. Реклама определенных товаров и услуг таким образом не есть хорошая практика или удачный ход маркетинговой политики “фирмачи”. Вряд ли кого-то из телефонных абонентов заинтересует предложение, которая повторяется с завидной периодичностью из трубки.

Дело не в телефоне, а в тэлефонаманіі. До стационарных аппаратов добавились сотовые. За последние 10 лет это изобретение научно-технического прогресса взяло в плен своих многочисленных пользователей. В сумочке, барсетке, кармане пальто, спортивной куртки, халата – он всегда рядом. Дома, на улице, в магазине, на работе, во время официального мероприятия “поют” сотовые телефоны и айфоны. Вопреки здравому смыслу, этикета в самый непадыходзячы момент раздаются традиционные мелодии нокиа, самсунгаў и т. д., развеселый голос Верки Сердючки или романтический Джо Дасэна, познавательный “Полет шмеля” или “Танец с саблями”… Согласитесь, привычна картина. И даже напоминание о необходимости отключить звук телефонов во время совещания, конференции, важной встречи кардинально на ситуацию не влияет: звенят и… “никаких гвоздей!»

Азбучная истина: в обществе действуют не только правовые нормы и законы, но и культурные. В третьем тысячелетии все мы усвоили, что грызть ногти некрасиво, не помочь перейти дорогу старику – не достойно, бросать обертки от чипсов или разбрасывать шелуху от семян под ноги – не разрешается, перебивать того, кто говорит, – против всех правил этикета. А вот вариации с пользованием телефоном остаются свободными. “Любімчыку” позволяем многое из того, что в итоге отдаляет нас от постулатов внутренней культуры. Да и нарушителями трудовой дисциплины делает – это если чрезвычайно часто в рабочее время активничает сотовый, не важно в каком направлении: абоненту звонят или абонент звонит.

Считаю, что минута частной беседы в то время, когда нужно и хочется пару минут отдохнуть от рабочего процесса, не запрещается: всякие бывают обстоятельства и обстоятельства. Только не нужно очень свободно и нагло трактовать это. Иначе фоном телефона становится моветон, другими словами, плохой тон. В девятнадцатом веке, когда в аристократической моде был французский язык, это звучало как “не комильфо”. В двадцать первом же скажем: бескультурье. Но ведь это не о нас? Безусловно, в случае, если делу – время, а телефон – по правилам этикета.

Ольга БОРОДИНА.