Совершенствование без реформ

Удасканаленне  без рэформСовершенствование системы образования должно проходить на основе существующих достижений, без реформ и необдуманных решений. На это обратил внимание Президент Беларуси Александр Лукашенко на состоявшейся 1 апреля совещании, посвященном актуальным вопросам развития системы образования.

Глава государства убежден, что система образования должна соответствовать современным вызовам и требованиям. При этом основная задача педагогов всех уровней – не только учить, но и воспитывать.

Президент подробно интересовался всеми аспектами будущих новаций. Главу государства проинформировали по всем вопросам, где планируется совершенствование. В частности, о повышении доступности дошкольного образования. Чтобы полностью решить проблему обеспеченности местами в детских садах, запланировано в том числе строительство 70 детских садов, создание 275 групп кратковременного пребывания. Главное требование Президента – нагрузки для школьников должны быть умными, и их ни в коем случае нельзя превышать.

Речь шла также о сокращении документа-оборота, исключения несвойственных функций с работы учителя. Министерством образования уже утвержден перечень обязательной документации в школе, который включает минимальное количество необходимых для работы учителя и классного руководителя документов.

Особое внимание было уделено организации шестого школьного дня. По мнению Александра Лукашенко, во время шестого школьного дня акцент все же должен делаться на физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия, трудовое воспитание учащихся и их профориентацию.

Президента также проинформировали о том, что правительством определены меры по дальнейшей оптимизации в системе образования. В частности, предусмотрена оптимизация на республиканском и региональном уровнях, прежде всего так называемых каляадукацыйных учреждений и структур.

Была также затронута тема трудоустройства выпускников. Требование Президента – принять необходимые меры по предоставлению первого рабочего места всем, кто обучался за счет средств бюджета, а также при желании и тем, кто обучался на платной основе.

Особое внимание на совещании было уделено повышению качества общего среднего образования, и в частности учебников. Александр Лукашенко заострил внимание на необходимости создания таких учебников, материал в которых изложен понятной и доступной для понимания школьников языком, при этом был хорошо проиллюстрированы. Президент поручил подключить к решению этого вопроса высокопрофессиональных специалистов из разных отраслей, чтобы получить современные и качественные учебные книги для школьников.

На совещании речь также шла о совершенствовании качества подготовки кадров в учреждениях высшего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Затрагивалась также тема совершенствования правил поступления в учебные заведения. Кроме того, большое внимание было уделено повышению экономической эффективности функционирования учреждений образования. Министерство образования должно работать во взаимодействии с Министерством экономики, Министерством труда и соцзащиты. Требование Президента – подготовленные кадры должны быть востребованы и задействованы в системе народного хозяйства страны.

В заключение Александр Лукашенко потребовал выполнения всех данных им поручений в этой сфере к предстоящей масштабной совещания, которое планируется провести на уровне Президента накануне нового учебного года.

По итогам совещания у Президента Беларуси по актуальным вопросам развития системы образования министр образования Михаил Журавков сообщил, что с нового учебного года в белорусских школах начнут расширять профильное обучение. По словам министра, система образования в школах должна строиться так, чтобы до десятого класса каждый ученик определялся, как он хочет дальше совершенствовать свои знания: по инженерном, прыродазнаўчанавуковым, медицинском или другом направлении. «Иначе говоря мы будем идти по пути углубления и расширения профильного обучения, понимая под этим, что сюда вкладывается и понятие профессионально-технического обучения также», – сказал Михаил Журавков.

Главной задачей профильного обучения будет подготовить ученика к сдаче централизованного тестирования и поступления в ВУЗЫ. Что касается предложений по развитию высших учебных заведений, которые прорабатываются в новой редакции Кодекса об образовании, глава ведомства отметил, что Президент поручил еще раз согласовать все новации со всеми заинтересованными структурами.