Парламентская избирательная кампания в Беларуси набирает обороты. В этом году правила ее проведения откорректированный с учетом рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ, миссия наблюдателей составила по итогам выборов Президента Беларуси в 2015 году. Предложения международных наблюдателей изучает и продолжить изучать после парламентских выборов межведомственная экспертная группа при ЦИК. В ее состав входит депутат Палаты представителей Национального собрания Дмитрий Шевцов. В интервью корреспонденту БЕЛТА он рассказал, какие рекомендации уже внедряются, что еще нужно будет обсудить и предложения, с его точки зрения, невозможно применить в Беларуси.
– Дмитрий Евгеньевич, Беларусь улічыла рекомендации ОБСЕ, касающиеся повышения прозрачности стадий избирательного процесса. Какие изменения в связи с этим произойдут в работе наблюдателей, избирательных комиссий?
– С учетом рекомендации миссии ОБСЕ члены комиссии при подсчете голосов будут располагаться с трех сторон стола. Одна сторона останется открытым, чтобы наблюдатели могли беспрепятственно видеть всю процедуру. Считаю, что это абсолютно правильное решение. Ни у кого из наблюдателей не должно быть даже тени подозрения, что от него пытаются что-то утаить.
Заседании по формированию избирательных комиссий проходят в дискуссионной и открытой форме с обсуждением деловых и политических качеств претендентов. В избирательных комиссиях должны присутствовать представители партий, общественных объединений. В этом вопросе мы занимаем принципиальную позицию.
Другое дело, что документы на включение в состав избиркомов они часто падают с нарушениями и ошибками. А потом, получив отказ, начинают возмущаться. Но здесь нужно понимать, что закон одинаков для всех, что игнорировать его было бы неправильно.
– А к идее с прозрачными урнами для голосования вы как относитесь?
– Мне более комфортно, если урна прозрачная. Так, возможно, это дань моде. Но зато так останавливаются домыслы.
В Минске на президентских выборах около 40 процентов урн были прозрачными. Считаю, такую практику надо расширять. Понятно, что это дополнительные финансовые затраты, но тем не менее за несколько избирательных кампаний можно почти везде ввести прозрачные урны.
– Часть рекомендаций ОБСЕ касается досрочного голосования. Как вы считаете, следует ли Беларуси пересматривать эту систему, как предлагают международные наблюдатели?
– Я за то, чтобы сохранить в нас досрочное голосование. Оно необходимо, это доказывает сама жизнь. Есть иногородние студенты, которые в субботу-воскресенье едут домой. Они не будут оставаться в общежитии ради выборов. Но в то же время надо приучать молодежь использовать свое избирательное право. Молодой человек должен понимать, что его голос важен для развития страны. Не вижу смысла в том, чтобы лишать молодежь возможности проголосовать в удобное для нее время.
Многие в день выборов работают. Срочная командировка, отпуск – да и мало ли причин, которые могут помешать человеку прийти на участок именно 11 сентября.
Если у меня есть возможность проголосовать в день выборов, то я обязательно ей пользуюсь. Идем на избирательный участок всей семьей. Старший сын уже сам может голосовать. Младший видит, что выборы – торжественное мероприятие. Для него это праздник. Но, если не получается, я должен знать, что смогу проголосовать досрочно.
– В некоторых странах можно вообще голосовать дистанционно…
– Это хорошая возможность, учитывая развитие ИТ-технологий. Но есть вещи, которые должны быть консервативными. Известно немало примеров успешных хакерских атак на сайты банков и даже спецслужб. Представляете, что будет, если кто-то изменит результаты голосования, как будут возмущены люди. Придется проводить выборы заново, а это колоссальные бюджетные затраты.
– Отчет миссии ОБСЕ включает 30 рекомендаций. Или есть среди них такие, которые, с вашей точки зрения, не смогут найти у нас применения?
– Да, есть некоторые предложения, с которыми я как гражданин категорически не согласен. Например, ОБСЕ рекомендует перагле-деть требование десятилетнего пребывания в стране для лиц, которые имеют право баллотироваться на пост Президента. Это как минимум абсурдно. Человек, который хочет стать главой государства, должен жить проблемами страны даже не 10, а 15, 20 лет и более. Если человек, будучи за границей, хочет оттуда рассказать, как нужно жить той или иной стране, это смешно.
Международные наблюдатели предлагают пересмотреть всеобщее лишение права голоса граждан, которые находятся в тюрьмах, а также тех, кто признан недееспособным. Начнем с того, что само понятие «недееспособный» свидетельствует о том, что человек не может отвечать за свои действия. Он даже гражданско-правовые сделки не может проводить. Как он может голосовать? Он ограничен в избирательных правах по объективным причинам. Что касается тех, кто отбывает срок заключения, то понятно, что это такие же граждане, но у человека есть ограничение свободы из-за того или иного правонарушения. Считаю, что на тот период, что человек находится в тюрьме, он не может ни баллотироваться, ни участвовать в голосовании.
Еще одно предложение в том, чтобы предоставить избирателям право подавать в суд жалобы на действия или бездействие избиркомов. Мне кажется, что этого делать не стоит.
Тем более что у нас выстроена четкая система рассмотрения жалоб на избиркомы. Если они возникают, то их рассматривает ЦИК. Это скрупулезная и непредвзятая процедура, когда заслушиваются все стороны. Люди оперативно получают аргументированные ответы на свои жалобы.
Светлана САВКО, БЕЛТА.