В школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей. Очень важны все гигиенические вопросы режима – построение учебного дня в школе, организация уроков и перемен, занятий и отдыха дома.
Исследования показали, что у учащихся первых классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно четвертого урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей працадзейнасці. Количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения значительно снижает зрительную усталость.
Важно и распределение учащихся по сменам. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену.
Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохого освещения. Основные гигиенические требования, которые проявляются при освещении – это достаточность и равномерность, отсутствие резких теней и блеска на поверхности стола или парты.
Чтобы у учеников не развивалась близорукость, нужно создавать гигиенические условия рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов нужно красить в светлый тон, окна чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, которые закрывают свет (например, высокие цветы). Учитывайте тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно лучшее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в одинаковых условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт.
В осенне-зимний период, как правило, света не хватает. В этом случае в пасмурные дни, утром и вечером для обеспечения достаточного освещения на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
Нельзя приступать к выполнению домашнего задания сразу после возвращения из школы. Если после занятий дети отдохнут 1-1,5 часа, значительно уменьшается общая усталость, что сопровождается улучшением зрительных функций. Дома, как и в школе, занятия требуют напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда глаза напрягаются меньше. После двух часов занятий 10-20 минут нужно отдыхать.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и прикрываться абажуром, чтобы свет не падал в глаза. Мощность лампы — от 60 до 80 Вт, при этом нельзя исключать общее свет в комнате.
Яркий свет, а тем более свет лампы без абажура, ослепляет, вызывает резкое напряжение и усталость зрения. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.
Для предупреждения усталости и зрительного напряжения при просмотровой где телепередач очень важны три условия: расстояние до телевизора, освещение комнаты, качество отображения на экране.
Сидеть нужно не ближе 1-2 м от черно-белого и 2-3 м от цветного телевизора, но не дальше 5-5,2 м. Экран телевизора должен быть на уровне глаз. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы не напрягался зрение.
Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, которая не в поле зрения и не адсвечвае на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незацемненым комнате, и только в солнечные дни лучше закрывать окна легкими шторами. Яркий свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность отображения, ухудшает видимость и создает зрительное напряжение. Время от времени нужно переключать взгляд с экрана на другие предметы, чтобы дать отдохнуть глазам.
Расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради должно составлять 30-35 см.
Если придерживаться этих правил при работе с компьютером, можно предупредить развитие компьютерного синдрома и убережет зрение.
В процессе письма, чтения, просмотра телепередач, работы на компьютере важным элементом является выполнение упражнений по профилактике утомления зрения.
Валентин СКОРИНА,
врач-гигиенист райЦГіЭ.
Татьяна
УСЦЮШКОВА,
врач-офтальмолог
ЦРБ.