Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в социально-демографических условиях, что меняются. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, который дает право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соизмеримо агульнаграмадзянскаму постепенное повышение предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих.
В Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы нужно решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это даст возможность избежать.
– С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно – ежегодно на 6 месяцев – повышается для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что это вопрос вызвало даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.
– В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили только один аргумент – демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особом заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет – и даже более высокими темпами, чем женщин. Это позитивная тенденция сохранится и в будущем – таковы прогнозы экспертов.
– Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какая экономия средств от этой меры?
– Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий. За последний год количество жителей Беларуси, которые достигли возраста 55/60 лет, увеличилось более чем на 40 тыс. (статистика касается тех, кто стоит на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их количество увеличилось бы до 2 млн 445 тыс. – это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы найти в 2018 году значительный объем средств – около 3,5 процента от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м –
5,2 процента, в 2020-м – 6,9 процента, а в 2030-м – почти 20 процентов. Теперь о количестве тех, кого коснется новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тыс. новых пенсий, из них 104,8 тыс. пенсий по возрасту. Для простоты подсчета – в год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого числа ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина – на год позже.
– Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг…
– Женщины, которые родились в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, рожденные в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года – они пойдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их сверстники, чей день рождения приходится на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года – в 56/61 год.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1963 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года – в возрасте 56 лет и 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года – в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года – в возрасте 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года – в 58/63 года.
При этом нужно обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, рожденная во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позже, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлена не раньше, чем она достигнет пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), иначе говоря, не раньше июня 2019 года.
– Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязан с емкостью рынка труда?
– Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда. Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет. Сегодня работают 663 тыс. пенсионеров, или 25 процентов от их общего количества. Согласно статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68 процентов женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40 процентов женщин и 30 процентов мужчин.
Иначе говоря, занятость среди новых пенсионеров довольно высокая. Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с Указом № 78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти составляющие дадут возможность сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.
– А сохранятся ли пенсионные льготы?
– Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неудовлетворительных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.
– По мнению Президента, не стоит ограничиваться прымаемымі в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ждут?
– Скорее не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям.
Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрено и указом о совершенствовании пенсионной системы.
– Нашу пенсионную систему люди часто критикуют, это не секрет. Однако субъективное восприятие и реальная оценка – вещи разные, поскольку точки отсчета не всегда совпадают.
– Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям. Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40 процентов. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличиваются соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня – менее 1 процента. На выплату пенсий в Беларуси в последние годы направляется почти 10 процентов ВВП, что супараўнальна со средними расходами в развитых государствах.
– Оборотная сторона социальных гарантий – нагрузка на экономику.
– Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографических изменений. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой – была посильной для экономики и не ограничивало экономический рост.
Многое уже сделано. Скажу больше – уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводиться спокойно, постепенно, с закреплением принципов “Пенсия должна зарабатываться”, “Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия”, “Чем позже назначается пенсия, тем она выше”. И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.
Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению – ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. В Беларуси же применены максимально мягкий подход – создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.
Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неудовлетворительных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.
Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или – вместо этого – получать доплату до текущего заработка в размере целевых взносов (введено с 2013 года). Кстати, это возможность широко используется.
Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, – с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения. При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.
На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработка по данным персонифицированного учета. Это содействует легализации доходов.
Чтобы стимулировать людей зарабатывать пенсию, усиленный влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет и индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, – в 6,1 раза.
Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет дает возможность увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.
– Принятых мер оказалось недостаточно?
– Демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличилась с 13,6 процента в 1960 году почти до 25 процентов в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30 процентов. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год количество лиц, которые достигают возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать количество молодых людей, которые достигают 16 лет.
Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году – уже 78.
С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (иначе говоря не увеличивать) количество пенсионеров. Это даст возможность не допустить снижения уровня пенсий – без переложения ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.
Хочу подчеркнуть: решение по поводу пенсионного возраста нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, в дальнейшем мы не смогли бы повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.
Мнения
Наталья Кочанова, заместитель премьер-министра Беларуси:
«Вариант повышения пенсионного возраста до 58 лет для женщин и 63 для мужчин наиболее мягкий, наиболее приемлемый сейчас… Такой переход будет не настолько болезненным для тех людей, которые в ближайшее время должны были пойти на пенсию».
Валерий Бороденя, член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам:
«Повышение пенсионного возраста, которое решено осуществить в Беларуси, снизить нагрузку на фонд социальной защиты населения. Темп повышения выбраны успешный – на шесть месяцев за год. При этом нет никакой опасности, что в организациях станет больше пожилых людей, которые не будут давать дорогу молодым. Это же опытные люди. Очень редко их может кто-нибудь сразу заменить, придя со студенческой скамьи. Молодым нужно стараться попасть на должности, где требуется большая активность и подвижность».