Брестская область в рейтинге регионов по уровню торговли и общественного питания по сравнению с прошлым годом поднялась за январь на 4 позиции и после Минска заняла в стране второе место. Облпотребсоюз производит практически четверть объемов продукции всей системы Белспажыўкааперацыі. В том числе и об этом шла речь на семинаре, что областное потребительское общество организовало для представителей СМИ. На прошлой неделе журналисты познакомились с работой лучших промышленных и торговых предприятий потребкооперации Брестчины, с задачами, которые стоят перед кааператарамі, и с их достижениями.
Радушно и хлебасольна встречали журналистский десант работники Ивацевичского районного потребительского общества. Местным кооператором есть чем похвастаться. Сумелі не только сохранить все то хорошее, что имели, но и внедрили новое – востребованное и перспективное. Кроме производства продуктов питания и безалкогольных напитков, здесь занимаются изготовлением окон и дверей из ПВХ, гвоздей, швейных и пленочных изделий и прочего. Гостям показали цеха, в которых выпекают хлеб, выпускают напітак (его разливают в бутылки также местного производства), колбасу, засольваюць-квасят овощи. Хозяйский подход позволяет ивацевичском кооператором работать рентабельно, устойчиво чувствовать себя на рынке. Здешний райпотребсоюз – это еще и более 1300 рабочих мест, налоги в бюджет.
Брестский областной союз потребительских обществ для улучшения качества и доступности услуг для жителей малонаселенных деревень планирует расширить автопарк. До сегодняшних 79 автолавок, что колесят в регионе по более тысячи населенных пунктах, планируется закупить еще 6 автомагазинов в 6 районов. В среднем каждый магазин на колесах обслуживает жителей 15 деревень. На примере Ивацевичского района участники областного семинара познакомились с особенностями работы магазина на колесах. Впечатления – самые лучшие, потому что дело организовано отлично.
Следующей остановкой на маршруте семинара стала торговая сеть Березовского райпо. Под крышей торгового комплекса “Северный” в райцентре, что распахнул дверь в конце 2014 года, расположились универсам “Родны кут”, “Пиццерия” (пиццу, кстати, можно заказать и на дом) и другие объекты. Продавцы стараются привлечь покупателя не только товарами на любой вкус, но и удобной выкладкой, разнообразными акциями, качественным обслуживанием.
Работу магазина № 10 и “Мясной лавки” (речь – об Березу) можно охарактеризовать лаконично: профессионалы. Березовке не выходят оттуда с пустыми руками. Пользуется популярностью кафе “Старый город”, где вкусно накормят в уютной обстановке. Поразили интерьер, блюда и обслуживание в ресторане “Береза”.
Посмотреть, как работают сельские магазины райпо, журналисты пожаловали в Межлесье Березовского района, затем – в деревню Нямержа Дрогичинского. Насыщенность товарами здесь не хуже, чем в городских торговых точках. Как заметил председатель правления облпотребсоюза Леонид Янкович, в системе потребительской кооперации торговля занимает 85 процентов. Кстати, несколько лет назад было принято решение все торговые точки потребкооперации объединить брендом “Родны кут”.
Ивановский универсам продемонстрировал весь спектр продукции, что производит здешнее райпо. Это минеральная вода “Марыля” и другие безалкогольные напитки, разнообразные кондитерские изделия, замороженные овощи и ягоды… Объекты общественного питания “Кафейня” и “Галактика” умеют удивить посетителей, по количеству которых видно, что эти точки в іванаўцаў пользуются большой популярностью.
Завершился семинар пресс-конференцией, в которой приняли участие первый заместитель председателя облисполкома Андрей Клец, председателя райпо. Представителям СМИ был продемонстрирован фильм о деятельности облпотребсоюза. Вопросы, которые поднимали журналисты, касались судьбы деревенских магазинов и неиспользуемых объектов торговли, объемов экспорта и решения финансовых проблем райпо, развития магазинов шаговой доступности и взаимовыгодного взаимодействия со СМИ и т..д.
Леонид Янкович подчеркнул, что потребкооперация – многагаліновая сфера, в которой есть возможность при необходимости перейти на самообеспечение. Цепочка начинается с заготовки сырья, продолжается в производстве, на выходе – качественный товар, которому, тем не менее, требуется активное продвижение и правильный маркетинг. Именно это демонстрирует пример Ивацевичского, Березовского (они входят в пятерку лучших в области) и Ивановского райпо, которые имеют свой отличительный “лицо”, что выгодно выделяет их. Не позволяют, к сожалению, это адресовать Ляхавіцкаму райпо многие обстоятельства, в том числе, не всегда эффективно задействованы торговые площади, небогатый ассортимент товаров и услуг, нет той фишки, которая бы выделяла его среди других. Первый заместитель председателя правления облпотребсоюза Татьяна Чэрапава назвала пятерку лучших и пятерку слабых райпо. Наша прозвучало в последней группе…
Наталья ПЕРЕПЕЧКО.