КультУра и ее партитура /фото/

КультУра і яе партытура /фота/Триста шестьдесят шестым днем – последним листком календаря прощается 2016-й. Декабрь дажджыць, ни метелей, ни сугробов, будто затягивает свое пребывание на Земле осенней погодой. Но время – это то, что не остановить. И уже завтра, а точнее, через несколько часов мы посмотрим в глаза друг другу и прамовім почти одинаковые слова: вот и дождались – с Новым годом!

Но прежде чем это случится, давайте вспомним, что 2016-й имел величественный статус Года культуры. Он отличился, запомнился, прозвучал чрезвычайно отчетливо. И ляховичский адрес многих отличительных событий стал не коротким автографом в его расписании, а богатым сюжетом с талантливыми действующими лицами.

Как же мы фестывалілі! К традиционным “Из источников исконных”, праздника-конкурса военно-патриотической и афганской песни “Память” присоединился колоритный фестиваль “Флер’яноўскія чтения”, который показал и доказал, что чтим достижения прошлого, что культурную копилку бережем, пополняем, обновляем, записываем важное, духовно и душевно питаемся исконным. Рассказывал “ЛВ” и про международную олимпиаду искусств “Куршынале” с Куршынавіцкім адресом на базе местного дома искусств. Не главное, кто устраивал, организовывал, осуществлял эти и другие проекты, важно, что они состоялись, стали фрагментами большого культурного действа.

Можем, если захотим. Захотели – и получилось. Пусть не всегда так гладко, как могло быть, но обязательно – от души, от сердца, с желанием знать, стремиться, любить. Любит свой сегодняшний день и стараться сделать его лучшим, более совершенным: расписание на сегодня в том числе во имя завтра и с благодарностью к вчера. В этом триединстве такая мощь, такая прочность.

У каждого времени свои приоритеты и достижения в культуре и искусстве.

Но каким бы совершенным ни было звучание музыки с синтезатора, какие бы новомодные тенденции ни появлялись, скажем так, на сцене, согласитесь, что полесский вальс даже на этом концентрированном фоне раздастся, и ностальгически сожмется сердце.

А деревенский гармошка расскажет о том, о чем иной раз не сумеет полный состав шикарного симфонического оркестра. У каждого своя партия в художественной партитуре. Просты макаткі, изысканные вытинанки, проста до гениальности керамика, застывшая красота выкаванай розы, в которой, если присмотришься, увидишь огненные искорки… Пейзажи маслом, акварелью, карандашом со знакомыми глазу и сердцу изображениями, портреты, натюрморты на вернисажах… Фольклор и высокое искусство, классические произведения и народные… Оперное сопрано, детский дискант или неповторимое бардовское звучание… Шедевральные фолианты и тоненькие рукописные альманахи… У нашего культурного года много открытий и находок, образно говоря, и на большой сцене, и в сельском клубе. Полностью оспариваю однажды услышанное, обидное, унизительное: все, что ниже профессиональных подмостков, трактуется как “уровень и таланты провинциального масштаба”. Масштаб этот криничный, он питает Искусство. Чтобы стать маэстро, нужно начать с азов; чтобы стать звездой, нужно накопить света и теплоты в мегаканцэнтрацыі; чтобы быть услышанным не с помощью исключительно децибелов и микрофона, нужно найти самое меткое и искреннее слово и интонацию.

Культурный год длится на целый день больше трех предыдущих. Наверное, и это обстоятельство подсказывает важность, весомость, жизненность его сущности, которая обязательно будет расшифровываться, дополняться, приумножаться и в будущем. Останавливаться нельзя продолжать. Запятую хладнокровно ставим после второго слова: останавливаться нельзя, продолжать.

Ольга БОРОДИНА.

КультУра і яе партытура /фота/