Снимала яблоки в саду, когда позвала знакомая женщина. Только что к ней пришел хорошо одетый молодой человек, который сочувственно предупредил, что, вроде бы, полтора года назад проложен по улице водопровод смонтирован из некачественных труб, что пить такую воду – смерти подобное. Предложил услуги своей фирмы, которая способно поправить ситуацию. Цена вопроса – около 3,5 миллиона недэнамінаваных рублей. Приятным дополнением стало обещание сделать скидку как ветерану труда. Женщина даже показала документальное подтверждение своего пенсионного статуса. Ей показалось странным, что вежливый гражданин быстренько попрощался после того, как услышал о намерении посоветоваться с сыном.
Между прочим, в прошлом году проложена ветка водопровода смонтирована из новеньких труб из современных материалов, которые никоим образом не могут ржаветь, чем пугал нязваны госць.
А в районе промышленной зоны райцентра сотрудник редакции наблюдал не менее интересную картину. К автомобилю быстрым шагом подошли два развеселые молодые человека, с хохотом сели в авто и поехали. Буквально через несколько минут появились три немолодые женщины, потрясенные и растерянные, которые искали именно их. Оказывается, ребята продавали «чудодейственные, очень эффективные» фильтры для очистки воды и уговорили-таки на покупку. Звучала сумма за 3,5 миллиона недэнамінаваных рублей. Очень расстроены женщины горевали, что, бы очарованы, отдали деньги за «обновку». И стали заинтересованно обсуждать совет обратиться в милицию.
Факт в тему состоялся в минувший четверг с мамой коллеги. Точнее, к счастью, мог произойти и сделать 13 октября для нее очень убыточным днем. На предложение завітаўшага во двор распространителем тех самых чудодейственных фильтров для очистки воды и абяццанне скидки она готова была сделать покупку. Но позвонила сыну, и все закончилось хорошо: коробка с фильтром под мышкой продавца как пришла, так и ушла обратно.
Что получается? Получается элементарное мошенничество, основанное на доверчивости потенциальных покупателей и умения убеждать продавцов (рекламировать, распространять, уговаривать), сказала бы даже замбіраваць. Последние явно не обременен дружбой с законом (вряд ли у них есть разрешение на такой «подворный» торговлю) и совсем не имеют того, что в людском окружении называется совестью. Вытянуть деньги любой ценой. Найти для этого наиболее легкую жертву – легкую для обмана, удобную для мошенничества. Как правило, выбирают адреса, где живут люди немолодого возраста.
…Лохотроны, пирамиды, с доставкой на дом элексіры долголетия и чудодейственные массажеры – как же много обманных соблазнов. Игра на давер’і продолжается. В этой игре есть победители и пострадавшие. Пострадавших жаль, им хочется помочь, предупредить подобное, объяснить, но не всегда их материальные потери можно вернуть. Тем же, кто «успешно провернул сделку», нет прощения, во всяком случае, морального. Если бы можно было их товаром «профильтровать» их же совесть, насколько чище стала бы атмосфера нашего бытия.
Эти факты, косвенным свидетелем которых пришлось быть самой или коллегам, произошли буквально в течение двух недель – между Днем пожилых людей и Днем матери. Тем более циничное их звучание.
Ольга БОРОДИНА.
Использована иллюстрация.