Эффективно – значит результативно

Эфектыўна –   значыць выніковаГлава государства Александр Лукашенко 23 февраля подписал Указ № 78 “О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь”.
В документе изложены системные меры, направленные на повышение эффективности функционирования экономики за счет обеспечения должного качества управления государственными предприятиями и снижения себестоимости продукции, развития доб-расумленнай конкуренции на внутреннем рынке, росту и диверсификации экспорта, рационального импортозамещения.
Предусматривается ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, привлечение иностранного капитала в развитие и создание производств, поступательное снижение ставок по кредитам в экономике.
В указе определены направления дополнительной поддержки малоимущих граждан, семей, которые воспитывают детей. В том числе за счет формирования в 2016 году резервов в республиканском бюджете в размере до Br8 трлн для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения и в местных бюджетах – до Br2,8 трлн для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий.
В документе заложены четкие подходы по мобилизации кадров на оперативное и эффективное решение проблем социально-экономического развития на основе рельефного разделения ответственности.

Президент определил критерии эффективности работы правительства и руководителей. В частности, эффективность работы Премьер-министра и его первого заместителя будет оцениваться по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом правительства, заместителей Премьер-министра и министра иностранных дел – по росту и диверсификации экспорта. Оценка эффективности работы председателя правления Национального банка будет предоставляться по итогам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Нацбанка, наращивания международных резервных активов Беларуси. Критериями, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей республиканских органов государственного управления, являются объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль и рациональное импортозамещение.

Эффективность работы председателей областных, Минского городского исполкомов будет оцениваться по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в регион, рациональным импортозамещению, росту и диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест; работа председателей районных (городских) исполкомов – по количеству созданных новых рабочих мест, а работа руководителей государственных предприятий – по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров (работ, услуг).

От предприятий в Беларуси будут требовать не наполнения бюджета, а стабильной и безубыточной работы. Глава государства поручил Совету Министров совместно с Администрацией Президента Беларуси и Государственным секретариатом Совета безопасности до 1 июня 2016 года внести предложения по сокращению избыточных и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов, а также по минимизации надзорных проверок, сокращении надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышении роли прокуратуры в обеспечении законности. Кроме того, до 1 июня должны быть представлены предложения по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки, повышения мотивации на достижение результатов социально-экономического развития.
Совету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено принять исчерпывающие меры по оптимизации и сокращению расходов консолидированного бюджета Беларуси на 2016 год. В документе перечислены первоочередные направления для уменьшения расходов.
В их числе расходы на няпершачарговыя капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт).
Планируется сократить расходы на содержание органов государственного управления, местного кира-вания и самоуправления за счет оптимизации функций и численности государственных органов всех уровней. Предусмотрено, что средства от этой оптимизации направляются на повышение заработной платы государственных служащих.
Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому также поручено принять исчерпывающие меры по минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации.
Необходимо также реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сыро-винные товары.
Руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству, председателям облисполкомов и Минского горисполкома поручено обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в том числе за счет валютных источников).
Совету Министров Беларуси для обеспечения социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и других социально уязвимых категорий граждан поручено внести ряд предложений. Это, в частности, касается увеличения с 1 марта 2016 года бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; усиления с той же даты механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в том числе путем пересмотра размеров выплат социального характера.
Планируется также внедрить с 1 октября 2016 года безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг.

МНЕНИЯ

Максим Ермолович,
первый заместитель министра финансов:

«Бюджет – это отражение той политики государства, которая реализуется в социальной сфере и экономической системе. Чтобы государство обеспечивало более высокое качество жизни, бюджет должен работать наиболее эффективно. Поэтому реформа системы управления финансами проводится в полном соответствии с теми ориентирами государственной политики, которые установлены в стране. Вместе с тем принцип «жить по средствам» также будет отражен в бюджетном планировании».
«Снижение себестоимости имеет ключевое значение для прибыльной и эффективной работы во всех областях. Поэтому важным фактором является то, что оказание государственной поддержки предприятиям теперь будет увязана со снижением затрат, снижением себестоимости продукции. Если предприятие готово снижать затраты и повышать эффективность своей работы – только в этом случае и при достижении таких результатов будет оказываться поддержка. Убыточным предприятиям господдержка оказываться не должно».

Валерий Полховский,
аналитик группы компаний Forex Club:

«Указ № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» должен помочь сделать систему ЖКХ более прозрачной. Сегодня гражданам довольно сложно оценить адекватность тарифов ЖКХ – нет ответа на вопрос, сколько реально стоят ЖКУ. По сути, эти услуги воспринимаются как относительно дешевые, хотя на самом деле они оплачиваются за счет перекрестного субсидирования. Если формирование тарифов и работы системы ЖКХ станет более понятным и прозрачным, то это будет позитивным моментом для экономики».
«В нынешних условиях более важно не учиться лучше экономить, а пытаться больше зарабатывать. Соответственно, нужно снижать себестоимость продукции, давать возможность развиваться бизнесу, что и отмечается в указе. Теперь вопрос в том, как эти меры будут реализованы на практике».
По материалам БЕЛТА.