Директор и заместитель директора СШ №2 г. Ляховичи принимали участие в культурно-познавательной программе “Образовательная система Италии”

Дырэктар і намеснік дырэктара СШ №2 г.Ляхавічы прымалі ўдзел у культурна-пазнавальнай праграме “Адукацыйная сістэма Італіі”

Делегация педагогов Брестчины посетила Италию с целью обмена образовательным опытом. 40 учителей, среди которых и представители нашего района – директор СШ №2 Светлана Якубовская и ее заместитель Татьяна Доруш, приняли участие в культурно-познавательной программе “Образовательная система Италии. Традиции и современность”.

Как рассказала Светлана Якубовская, белорусская делегация знакомилась с системой образования Италии от начальной до старшей школы на примере городов Удзінэ, Линьяно. Конечно, в белорусской и итальянской моделей обучения различий немало. Первая ступень обучения в Италии – 5 классов начальной школы. Это отдельное здание, директор и учителя. Следующая степень – 3 классы средней школы. Третья ступень – старшая школа с 5-летним обучением. Ребята выбирают ее в соответствии со своими способностями и интересами. Первые 2 года старшей школы они изучают обще-образовательные предметы, а следующие – специализируются по конкретному направлению. Как правило, выбирают продолжение семейного бизнеса – например, туристическую или ресторанную дело. Эти 3 года получения знаний можно сравнить с нашим прафтэхнавучаннем. Таким образом, после 13 лет учебы итальянцы заканчивают школу с определенным профессиональным опытом, готовы приступить к работе. После школы они могут поступать в ВУЗ по той же специальности, которую изучали в старших классах. Переквалифицироваться можно, но процедура связана с определенными трудностями.

Сравнив итальянскую систему школьного обучения с белорусской, Светлана Якубовская отметила для себя много преимуществ и плюсов нашей. У нас, с одной стороны, более бережное отношение к личности ребенка, с другой – более строгие и требовательные. Это касается и внешнего вида ребят, и дисциплины, и обучения с воспитанием. Чтобы облегчить адаптацию детей к средних классов, у нас отработана система преемственности между звеннямі. Учитель знакомится со своими подопечными заранее, наблюдает за ними на уроках еще в начальных классах. В итальянской школе вообще нет такой должности как учитель начальных классов. Каждый предмет ведет отдельный учитель.

заказать шарики с гелием

Отсутствуют в ней бумажный журнал и дневник. Отметку учитель вносит в компьютер в единую систему электронного журнала. Причем, он не может ни изменить, ни доставить отметку после урока. Не обладает правом коррекции отметки и администрация. Родители, открыв страницу своего ребенка, могут просмотреть его успешность, прочитать пожелания учителя, если таковые есть. Вообще, итальянские учителя большую роль уделяют информационным технологиям, сочетая на уроке работу с учебником, компьютером или планшетом.

Как и у нас, проводятся родительские собрания. Но преимущество отдается индивидуальной форме отношений, которые считаются более полезными и результативными.

Заслуживает внимания, по словам педагога, опыт итальянцев в эстетическом и духовном воспитании школьников. Например, музыку изучают с начального звена по старшее, осваивают игру на музыкальном инструменте.

Очень важный школьный предмет в Италии – религиоведение. Знакомство с ним начинается с начальной школы.

Что примечательно, кроме классической итальянской языка, изучается еще ее диалект. Плюс по выбору две иностранные (чаще немецкий и английский). Оцениваются знания учащихся по 10-балльной системе.

Школы обычно трехэтажные. Первые два этажа занимают учебные кабинеты, третий предназначен для занятий по развитию творческих способностей. На каждом этаже дежурит человек, который отвечает за жизнь и здоровье школьников.

В старшей школе действует пропускная система, — отмечает Светлана Якубовская. У каждого ученика имеется карточка, которая с помощью устройства, что напоминает наш банкомат, фиксирует вход в школу. Если за несколько минут до занятий учащийся не зарегистрировался, родителям приходит ЅМЅ. И уже они обязаны выяснить причину его отсутствия в школе.

Татьяна Доруш рассказала, что ей как заместителю директора по воспитательной работе понравился акцент, сделанный в итальянской образовательной системе на ответственность родителей за поведение своих детей. Именно родители звонят, связываются через интернет с учителем, если у них возникают проблемы или необходима помощь, предварительно (из-за пропускной системы) договариваются о встрече. И такая тесная связь приносит свои плоды – отсутствуют понятие “проблемная семья”, должность социального педагога. Отметила Татьяна Доруш и единую форму учащихся.

По словам Светланы Якубовской, жители Апеннин встречали белорусскую делегацию честно и вежливо. Итальянцы доброжелательные, открытые для сотрудничества люди. Архитектура Италии удивляет, впечатляет, вдохновляет. Уникальная Венеция, стоящая на воде, – город, где нет автомобилей и велосипедистов.

– Мы два народа, которые отличаются языком, традициями, историей. Но объединяет нас любовь к детям, стремление их обучать и воспитывать в лучших традициях, – говорит Светлана Константиновна.

Итальянские педагоги намерены побывать в Беларуси.

Наталья ПЕРЕПЕЧКО.