Послезавтра христиане католической конфессии отмечать Рождество Христово. В эти предпраздничные дни особая атмосфера и во всех шести храмах, которые действуют в нашем районе: Ляховичском, Мядзведзіцкім, Сваятыцкім, за Столом, Рачканскім, Дараўскім. У каждого из них своя интересная и неповторимая история, свои предания и легенды, которые передаются из поколения в поколение. Стены храмов помнят и светлые события, и траурные. Это так естественно: в горе и в радости человек обращается к Богу. Вера освещает земной путь. Не зря же главными христианскими праздниками являются Рождество Христово и Пасха.
Сегодня вспомним историю одного из костелов.
Через три дня христиане католической конфессии отмечать Рождество Христово. В эти предпраздничные дни особая атмосфера и во всех шести храмах, которые действуют в нашем районе: Ляховичском, Мядзведзіцкім, Сваятыцкім, за Столом, Рачканскім, Дараўскім. У каждого из них своя интересная и неповторимая история, свои предания и легенды, которые передаются из поколения в поколение. Стены храмов помнят и светлые события, и траурные. Это так естественно: в горе и в радости человек обращается к Богу. Вера освещает земной путь. Не зря же главными христианскими праздниками являются Рождество Христово и Пасха.Сегодня вспомним историю одного из костелов.
Агрогородок Дарево находится на маршруту Ляховичи–Барановичи. Всегда, проезжая через него, любуешься местным пейзажем, ярким фрагментом которого является красивый костел.
…Рассказывают, что в языческие времена в Дараве было большое капище, посвященное Перуну. Позже потомки тех жрецов стали знахарями, народными целителями. Слава о одного из них, Антона Гольца, гремела по окрестностям, о нем в своих письмах вспоминали Адам Мицкевич и Ян Чечот. Первый Доровской католический храм, скорее всего, был возведен на таком капища.
…В 1440 году над Даравам поплыли неслыханные здесь ранее звуки: на крутом холме по-над Шчарай был построен костел и звон объявил об этом.
Строительство церкви связывают с деятельностью тогдашнего властителя Верхнего Понеманья Новогрудского заместителя Пятраша Манцігірдавіча, который занимал эту должность с 1430 по 1444 годы. Именно он дал деньги на первый костел в Дараве, который построили из лиственницы рядом с берегом Щары.
Тот костел простоял, видимо, до XVII века – после начали строить новый. Согласно записи в актах Курии Вильнюсского епископства, к которому принадлежала и Дараўская приход, 9 марта 1618 года решением епископского капитула «…дано капу сосенок из поместья Лук на церковь, что строится в Дараве».
Но и это здание было разрушено во время войны Московского государства с Речью Посполитой 1654-1667 годов .
В третий раз храм начали возводить в середине XVII века. «Сам костел деревянный…», – так начинается каждый из известных инвентарей дараўскай святыни. От традиционного деревянного строительства здесь не отступали.
По давним обычаям католических священников и дараўскія ксендзы содержали больницу. Церковные больнице не предназначались исключительно для больных. Это были отдельные строения, где находили приют бедные и немощные старики. И четвертый раз отстраивался Доровской костел – в 1841 году.
Бывало, замолкали колокола храма. 100 лет назад, в начале Первой мировой войны, когда немецкий фронт приближался к Дарево, настоятель и прихожане решили снять колокола с церкви и скрыть. Самым надежным местом представлялось им река Щара, которая никогда никому не выдавала доверенных ей тайн. Выбрали место, обозначенное признаками-ориентирами, на берегу реки выкопали дол, сдвинули туда по дубовых лагах колокола и засыпали их песком. Ксендз Казимир Едко освятил это место, а поток быстро его замыла.
Но деревянный костел, который оказался на самой линии фронта, был разрушен или сгорел осенью 1915 года. Свидетелей того уничтожения нет, потому что все жители окрестных деревень были выселены. И если, вероятно в 1918 году, вернулись домой беженцы, они не увидели ни церкви, ни своих домов, ни хозяйственных построек. Не осталось, конечно, и признаков, по которым можно было узнать место, где спрятали костельные колокола…
В 1921 году в Дарево вернулся ксендз Казмір Ванькович, который построил здесь плябанію и часовню. Через десятилетие сюда приехал молодой ксендз Станислав Шаплевіч и принялся за строительство церкви. Чтобы не тратить средства на дорогие материалы, предложил из военных бункеров вырубать блоки и встраивать стены. Вскоре сгорела дараўская часовня, и это обстоятельство ускорила старания строителей. Через год после происшествия, 15 августа 1938 года, епископ Пинский Казимир Букраба освятил новый костел.
Средства на два колокола храма люди собирали ўскладку. Третий колокол финансировал сам Станислав Шаплевіч. К сожалению, не осталось воспоминаний о том, как поднимали их на колокольню самый большой колокол весил почти тонну.
Они тоже пережили свою историю – уже в Великую Отечественную войну. Фашистские оккупанты приняли решение снимать колокола с храмов. Неизвестный добрый человек предупредил об этом, и из здешнего костела их сняли и спрятали. Но наученные горьким опытом верующие решили два самые тяжелые колокола из церкви не выносить. Малый колокол ксендза Шаплевіча перевезли и спрятали в Макееўшчыне, а два другие закопали в самом храме. Все они сохранились, снова заняли место на отстроенной башни и зазвучали.
Во время Великой Отечественной войны сгорела Дараўская плебания, был значительно поврежден и здание церкви. Позже, в 90-е годы, когда его отреставрировали, в стене над хорами нашли артиллерийский снаряд, который там засел: вот какие сильные стены вымуроўвае человек.
Не зарастает тропинка к храму. Люди идут сюда и в горе, и в радости. Послезавтра, в день рождества Христова, здесь будет празднично и торжественно, как и в других костелах, и снова зазвучит мелодия колоколов.
Валерий ИВАШКО, краевед.